Получается, что производитель электрокаров теперь смотрит на большинство традиционных автопроизводителей исключительно в зеркало заднего вида: он стоит дороже, чем американские General Motors и Ford, вместе взятые; компания также обогнала германский автоконцерн Volkswagen, правда, пока недотягивает до цены японской Toyota, капитализация которой сейчас составляет внушительные 195 млрд долларов.
Столь стремительный взлет котировок акций Tesla оказался для многих неожиданным: еще летом прошлого года они продавались по цене всего 179 долларов, а рыночная капитализация составляла около 32 млрд. По подсчетам аналитиков, инвесторы, сделавшие ставку на снижение котировок Tesla, уже потеряли почти 3,3 млрд долларов. Их можно понять: формально Tesla по итогам прошлого года сумела продать всего 367,5 тыс. автомобилей, в то время как General Motors и Ford только в США реализуют в год более 2 млн штук каждая.
Но если принять во внимание динамику изменения продаж, то у Tesla она находится на уровне, который и не снился современным автопроизводителям: ежегодный прирост спроса на электрические машины с шильдиком Т сейчас составляет 50%. На взлет акций компании в моменте повлияло и успешное развитие Tesla за пределами США: недавно заработал ее завод в Китае, при этом компании удалось получить существенные меры поддержки от властей КНР. Помимо этого Tesla объявила о старте строительства завода в Германии, под Берлином, где ранее планировала возводить свое предприятие BMW. Воодушевлены инвесторы и мерами по оптимизации расходов компании, принятыми в последние годы Илоном Маском: если в первом полугодии 2019 года Tesla получила свыше миллиарда долларов убытка, то второе для нее закончилось показателем в 143 млн чистой прибыли.
Фундаментально же акции Tesla дорожают на фоне роста ожиданий того, что электромобили окончательно вытеснят машины с двигателями внутреннего сгорания, и американская компания планирует занять порядка 30% рынка электрокаров. Правда, достигнет ли она этого, сказать трудно, особенно учитывая, что желающих производить машины на электрической тяге становится все больше, а сложных научно-технических разработок выпуск электрокаров (в отличие от обычных машин) не требует.
Кстати, если Tesla сумеет поддерживать уровень капитализации свыше 100 млрд долларов дольше полугода, то Маску, который в свое время отказался от фиксированного оклада, будет причитаться солидная премия — около 350 млн долларов, что сделает его одним из самых высокооплачиваемых топ-менеджеров планеты. Впрочем, уже скоро стоимость акций компании может поехать вниз. «Удержать цену на акции Tesla на нынешнем уровне будет непросто, — говорит Ален Сабитов, аналитик ИК “Фридом Финанс”. — Объем коротких позиций, равный 20 процентам, продолжит создавать давление на котировки. К тому же технически бумаги явно перекуплены в моменте. Так что 29 января, когда Tesla представит квартальный отчет, акции могут продемонстрировать повышенную волатильность».