Сразу несколько компаний — производителей гаджетов на минувшей неделе объявили, что готовы соблюдать новый закон о предустановке российского программного обеспечения. После того как в декабре прошлого года этот закон приняли, стало ясно: потребительская электроника вступает в новую реальность и рынку придется приспосабливаться. Сложнее всего это будет сделать производителям закрытых систем, например Apple. Идущие же навстречу закону Samsung и Xiaomi уже давно дают пользователям относительную свободу в выборе приложений в зависимости от региона. Эти компании также не доминируют на рынке приложений, потому для них угрозы минимальны. А вот для закрытых систем времена наступают тяжелые: лавина законов, подобных российскому, способна разорвать основу доминирования ИТ-гигантов — спайку программных продуктов и «железа».
Напомним, что первыми предустановку должны обеспечить именно производители смартфонов — с 1 июля. Со следующего года российское ПО должно быть внедрено в планшеты, а в 2022–2023 годах — во все компьютеры, Smart TV и телевизионные приставки. На рынке смартфонов сегодня лидирует китайская Huawei (ее доля более 32%), второй поставщик — Samsung (доля 28,5%). У американской Apple доля чуть менее 10%.
Первыми о готовности устанавливать российское ПО заявили Samsung и Xiaomi. У компаний есть опыт: на их смартфоны уже устанавливались продукты «Яндекса» и Mail.Ru. Всего же закон обязывает предустановить российский антивирус, навигатор, мессенджер, соцсети, госуслуги и программу платежной системы «Мир». Правда, в этом году — только поисковик, карты и навигатор. Остальное — в течение двух-трех лет. Все программы должны быть бесплатными.