В конце марта Банк России несколько раз добавлял новые и новые пункты в свой пакет мер поддержки экономики, и на текущий момент они выглядят следующим образом.
Для населения: ЦБ рекомендовал банкам реструктуризировать долги граждан, которые попросят об этом в связи со снижением уровня дохода с 1 марта 2020 года, не начисляя при этом повышенных процентов, штрафов и пеней. Дополнительные резервы по таким кредитам до 30 сентября 2020 года можно не формировать.
Для малого и среднего бизнеса (МСБ), а также для самозанятых та же рекомендация банкам: реструктурировать кредиты и займы, если положение заемщика ухудшилось в связи с распространением коронавирусной инфекции, а также предоставлять отсрочку погашения остатка основного долга и процентов и не начислять заемщику неустойку (штрафы, пени). Формировать допрезервы тоже не придется.
Отдельно вводится механизм Банка России по поддержке кредитования субъектов МСП на 500 млрд рублей — 150 млрд из них пойдет на поддержку «зарплатного» кредитования банками малого и среднего бизнеса (то есть на выплату зарплат). Предприниматель, желающий воспользоваться программой, должен обратиться в банк, зарплатным клиентом которого он является. При этом компания должна существовать уже не менее одного года. Кредит выдается до 1 октября 2020 года под ноль процентов из расчета численности сотрудников предприятия, умноженной на МРОТ и на шесть месяцев.
Оставшиеся 350 млрд рублей пойдут по обычной программе поддержки кредитования МСП, только максимальный объем денег для каждого банка будут считать по-новому — как разницу между объемом рублевого кредитного портфеля банка субъектам МСП на первое число текущего месяца (за вычетом задолженности по предоставленным кредитам на обеспечение расчетов по заработной плате) и объемом этого портфеля на 1 апреля 2020 года, уменьшенного на пять процентов (ранее в качестве базы предполагался размер портфеля на 1 марта 2020 года). Кроме того, снижение рублевого кредитного портфеля субъектам МСП (включая задолженность по предоставленным кредитам на обеспечение расчетов по заработной плате) на первое число текущего месяца ниже 95% объема соответствующего портфеля на 1 апреля 2020 года теперь не будет основанием для требования досрочно погасить привлеченные банком средства.
Кредиты в рамках нового механизма поддержки кредитования субъектов МСП будут представляться кредитным организациям с высоким кредитным рейтингом без обеспечения, а кредитным организациям, не имеющим такого рейтинга, — при наличии поручительства АО «Корпорация МСП». Поэтому в схеме задействован ВЭБ.РФ — он выдаст поручительств суммарно до ста миллиардов рублей в пользу системообразующих банков и профильного МСП-банка. Как можно предположить, на эти цели будет направлена часть бюджетной субсидии в размере 282 млрд рублей, которую банк получил в четвертом квартале прошлого года.
Для остальных компаний: есть некие послабления для отраслей, уже серьезно пострадавших — это транспорт и туризм (включая гостиничный бизнес), общепит, развлечения, спорт, конференции, аренда помещений, розничная торговля непродовольственными товарами и стоматология. Банкам разрешено до 30 сентября 2020 года не ухудшать оценку качества обслуживания долга таких заемщиков и не формировать под это дополнительные резервы — если ухудшение финансового положения заемщика произошло после 1 марта 2020 года и обусловлено распространением пандемии.
Что касается финансового рынка, тот тут поспешили подстелить соломки крупнейшим банкам: так, системно значимым дали льготу по соблюдению показателя краткосрочной ликвидности Н26 (Н27), удешевили безотзывную кредитную линию ЦБ с 0,5 до 0,15%, увеличили максимальный совокупный лимит по безотзывным кредитным линиям с 1,5 трлн до 5 трлн рублей на период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021-го. Послабление также пришло извне: группа председателей центральных банков и руководителей надзорных органов стран — членов Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН), в которой представлен и Банк России, решили перенести на один год, до 1 января 2023-го — до перехода на Базель III.
Потянулись за помощью
Положение в секторе МСП складывается крайне тревожное. По оценкам автоматизированного сервиса интернет-бухгалтерии «Мое дело», работающего с малыми компаниями, уже за март оборот предприятий серьезно упал. «За прошедшие две недели, с 16 по 29 марта, мы видим резкое снижение ежедневных поступлений по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В среднем за это время на счета всех наших клиентов поступило на 31 процент меньше оплат, чем в прошлом году. Надо сказать, что небольшое снижение началось уже в начале февраля, но драматично выручка стала падать с 13 марта», — сказал «Эксперту» Сергей Панов, генеральный директор сервиса «Мое дело».
Отдельно давят на доходы компаний каникулы из-за коронавируса с сохранением зарплат: по расчетам аналитиков FinExpertiza, выплата зарплат неработающим сотрудникам на недельных «каникулах» обойдется в 123,6 млрд рублей, а если отдых затянется на месяц, то такие выплаты обойдутся предприятиям уже в полтриллиона рублей.
Неудивительно, что компании поспешили в банки за обещанной поддержкой. Тридцать первого марта Сбербанк, ВТБ и другие банки начали выдавать кредиты на зарплату под ноль процентов годовых. Предприниматели также просят об отсрочке. «Мы получаем от предпринимателей обращения о предоставлении кредитных каникул, — рассказали “Эксперту” в пресс-службе банка “Зенит”. — Эти обращения не носят массового характера и фиксируются в основном от представителей секторов экономики, наиболее пострадавшие от коронавируса. Каждый случай мы рассматриваем индивидуально и выносим решения, руководствуясь интересами бизнеса наших клиентов».
Гораздо чаще обращаются в банки граждане, у которых уже начались проблемы с доходами. «Специальные ящики электронной почты для приема обращений за кредитными каникулами клиентов, пострадавших в результате эпидемии коронавируса, заработали 1 апреля, — сказали “Эксперту” в банке “Открытие”. — Уже за первый день работы по этому каналу в банк поступило 28 обращений клиентов (как по кредитам наличными, так и по ипотеке). Обращения уже содержали необходимый пакет документов. Основанием для получения кредитных каникул является документально подтвержденное падение уровня дохода на 30 процентов».
Для этого надо предоставить в банк либо больничный с соответствующим диагнозом сроком от дести дней, либо справку о доходах за текущий год и год, предшествующий периоду, в котором произошло снижение дохода заемщика.
В Сбербанке уточняют, что основанием для кредитных каникул является не только пребывание на лечении от коронавируса либо реабилитации, нахождение в карантине после прибытия из-за границы либо в отпуске без сохранения заработной платы, но и потеря работы в результате сокращения, вызванного пандемией COVID-19, — для подтверждения этого факта подойдет трудовая книжка с отметкой об увольнении и официальные подтверждающие документы от работодателя об изменении условий или режима работы и оплаты труда.
В ВТБ утверждают, что приняли более 13 тысяч обращений розничных клиентов по реструктуризации кредитов за последнюю неделю (конец марта), и каждое из обращений рассматривается в индивидуальном порядке.
«Банк России сейчас пытается сделать условия взаимоотношений между банками и заемщиками максимально гибкими, — полагает Валерий Пивень, директор группы рейтингов финансовых институтов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). — Для рынка сейчас масштаб и условия потенциальной реструктуризации не совсем понятны, также до конца непонятно, как отбирать заемщиков, которым действительно нужна помощь. Залоги чаще всего не обладают высокой ликвидностью, поэтому их изъятие не сможет в полной мере компенсировать выпадающие поступления в денежной форме. Весь масштаб необходимой поддержки сейчас определить невозможно. Он будет зависеть от того, как долго продлится текущая ситуация и как сильно на ней отразится ситуация на рынке нефти. Нельзя исключать, что регулятор будет наращивать объем помощи». Что же касается гарантий ВЭБ.РФ, то их использование может упростить работу банков с заемщиками и сократить время на принятие решений о предоставлении помощи, добавляет аналитик.
Уже принятых ЦБ регулятивных послаблений для банков может оказаться недостаточно. «Для российского регулятивного поля и отчетности по РСБУ они адекватны, но в отчетности по МСФО экстренная реструктуризация кредитов МСП может трактоваться аудиторами как ухудшение качества портфеля, — замечает генеральный директор аналитического агентства “Бизнесдром” Павел Самиев. — А это, в свою очередь, может дать повод для негативных рейтинговых действий в отношении банков-кредиторов со стороны рейтинговых агентств, а значит, повысить стоимость их фондирования».
Кроме того, Павел Самиев указывает на специфические риски массовой реструктуризации коротких потребительских кредитов, независимо от регулятивных послаблений ЦБ: «В условиях резкого снижения новых выдач и инерционности стоимости фондирования процентная маржа схлопывается, и банк быстро влетает в убытки. Этот риск особенно выражен для розничных монолайнеров с высокой долей потребительских кредитов и кредитных карт в портфеле».
Очень выборочная поддержка
К сожалению, на практике значительная часть этих мер не окажет существенной поддержки компаниям-заемщикам. Павел Гагарин, член генерального совета «Деловой России», рассказал «Эксперту», что со средними предприятиями, пытающимися получить отсрочку и реструктуризацию кредитов, никто в банках даже не общается: «Банки либо сознательно, либо, надеюсь, просто из-за своего непрофессионализма не наладили антикризисную систему общения со своими клиентами. Время идет, проценты щелкают, а деньги можно списывать со счета безакцептно. Тем более что банки, как правило, выдавали кредиты тем заемщикам, которые все расчеты вели и ведут через расчетный счет в этом банке. Растут ставки, растут условия залогов, и этот процесс не остановить. Естественно, банкиры хотят свои деньги продать подороже с учетом волатильности курса рубля и непонятной экономической ситуации».
Государство через Банк России должно предоставлять банкам субординированные беспроцентные займы на длительный срок, до пяти лет, убежден Павел Гагарин: «В крайнем случае до трех лет. Но все-таки длина рецессии — это где-то лет пять. Именно об этом мы говорили в письме “Деловой России” на имя премьера Михаила Мишустина, где речь шла о дополнительных мерах поддержки МСП. Банки должны давать кредитные каникулы, не начислять штрафные санкции, не начислять проценты, не требовать погашения аннуитетных кредитов, которые гасятся равными частями, погашения части или всего коммерческого кредита, не инициировать банкротство или процессы, схожие с банкротством, но юридически банкротством не являющиеся. То есть не начинать забирать имущество у клиентов, у своих заемщиков. Нам не нужна после кризиса зомби-экономика, нам нужны работающие механизмы. Кредиты должны быть реструктурированы, то есть снижены процентные ставки, изменен режим их выплаты, изменен режим погашения, вплоть до того, что процентные ставки по кредитам должны снизиться до нуля или до каких-то очень незначительных величин. Если ЦБ будет кредитовать банки под ноль, значит, банки могут кредитовать бизнес под два-три процента, что покрывает их операционные издержки и остается еще небольшая маржа. Но, конечно, это все малореально. Я считаю, что такие меры нужно ввести задним числом с начала этого года, и все эти кредитные послабления ввести минимум на полтора года, но для отдельных категорий бизнеса, которые больше пострадали, нужно ввести срок от двух до трех лет. Только в этом случае можно надеяться, что бизнесы восстановятся. А наше государство, которое сейчас очень точечно и декларативно применяет меры, должно-таки раскупорить кубышку, которая на черный день, потому что этот черный день уже наступил».
Косметические поблажки
Фактически сейчас ЦБ и правительство лишь немного расширяют уже существовавшие механизмы поддержки, но проблема в том, что они и раньше работали неэффективно. Год назад «Эксперт» подробно описывал проблемы с кредитованием МСП через Корпорацию МСП (см. «Нацпроект для чистеньких», № 14 за 2019 год), и уже тогда было известно, что господдержка не улучшает положения малых предприятий: к такому выводу в очередной раз пришли аудиторы Счетной палаты. В основном это происходило потому, что воспользоваться программой могло очень небольшое число компаний — для этого надо соответствовать ряду критериев самой корпорации и пройти скоринг у банков. Кроме того, из программы исключены некоммерческие организации и торговля. Решение о выдаче кредита по льготной ставке принимали сами банки — и никаких поблажек для МСП на самом деле не делали.
Так же происходит и сейчас. К примеру, давая свои рекомендации, Банк России подчеркнул, что при принятии решения о форме реструктуризации кредиторам «следует исходить из оценки фактической способности предпринимателей погашать кредит или заем, а также учитывать свои собственные обязательства, в том числе перед вкладчиками». Документальное подтверждение того, что ухудшение финансового положения (качества обслуживания долга или категории качества ссуд) связано с распространением коронавирусной инфекции, естественно, должно быть предоставлено в ЦБ.
Но самое главное, что с кредитными мерами поддержки и ЦБ, и правительство просто опоздали; самое страшное сейчас для бизнеса — намертво затухший спрос. «Основной фактор развития сектора МСП —объем спроса, во многом определяемый доходами населения, — говорит Степан Земцов, старший научный сотрудник лаборатории инновационной экономики Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара. — Обеспеченность кредитными ресурсами — значимый ограничивающий фактор развития, но его значимость в последние годы сокращалась. По свежим опросам Росстата, в первом квартале 2020 года недостаток финансовых средств отметили как барьер 31 процент компаний малого бизнеса, высокий процент банковского кредита — 20 процентов респондентов, а недостаточный спрос на внутреннем рынке — 54 процента. В 2019 году существенно расширилось число банков, принимавших участие в кредитовании МСП. Но кредитование слабо востребовано в большей части сектора МСП, не имеющего финансового обеспечения или имущества, которое может выступать в качестве залога (торговля, сервисы и так далее)».
Конечно, во втором квартале 2020 года значимость финансового барьера будет расти, говорит Степан Земцов: многие компании уже испытают недостаток финансовых средств. Наблюдается кассовый разрыв, вызванный кардинальным снижением спроса при сохранении текущей занятости, арендных, кредитных и иных платежей. В 2019 году кредитование малого бизнеса росло рекордными с 2013 года темпами, что также может негативно сказаться на экономической ситуации в секторе МСП.
«Само по себе увеличение финансирование по льготным ставкам позволит сохраниться лишь малой, но наиболее конкурентоспособной части МСП. Большинству же компаний в условиях падения спроса просто не с чего возвращать кредиты. Шестьдесят два процента субъектов МСП, по данным RSBI, не испытывают необходимости в новых кредитах в связи с неопределенностью экономической ситуации и низкой рентабельностью. Учитывая сокращение потребительских рынков на фоне падения доходов населения, доля субъектов МСП в объеме выданных кредитов будет сокращаться. На фоне нестабильной экономической ситуации и непоследовательной государственной политики увеличиваются риски невозврата кредита, особенно в регионах со слаборазвитым сектором МСП. Большой доле предпринимателей проще уволить сотрудников, объявить себя банкротами и открыться снова уже после кризиса, чем занимать денежные средства на выплату зарплат. Мы ожидаем увеличения доли неформальной занятости на несколько миллионов человек в 2020 году и сокращения занятости в МСП (в 2019 году число работников МСП сократилось на полмиллиона человек). Наиболее конкурентоспособные бизнесы, которые провели цифровую трансформацию и востребованы в онлайн-формате, смогут сохраниться за счет кредитов, а остальным, возможно, придется закрыться», — объясняет Степан Земцов.
«Главным вопросом и потенциальной проблемой относительно реструктуризации кредитов МСП для банковского сектора остается непонимание того, как будет решаться вопрос с накопившейся массой потенциально проблемных кредитов после завершения периода действия антикризисной программы, — считает Александр Проклов, старший управляющий директор рейтингового агентства НКР. — Очевидно, несмотря на реструктуризацию кредитов, какая-то часть предприятий все же обанкротится и не сможет выплачивать кредиты, а какая-то часть потребует повторной реструктуризации под угрозой прекращения деятельности».
По прогнозу специалистов рейтингового агентства «Эксперт РА», объем выдачи кредитов МСП в 2020 году снизится по отношению к прошлому году как минимум на 20%, а уровень просроченной задолженности в секторе вырастет с 11,9% в 2019 году до 17–18%.
В подготовке материала принимали участие Алексей Долженков, Александр Ивантер, Константин Пахунов