Карантин отправляет экономику в нокдаун

6 апреля 2020, 00:00

Режим самоизоляции для граждан, сначала введенный в столице, а затем быстро воспроизведенный в ряде регионов страны, крайне болезненно отражается на хозяйственной активности: фиксируются двузначные темпы спада энергопотребления, общей экономической активности и железнодорожных перевозок. Шок от падения нефтяных цен придет позже и еще не оценен.

Первая неделя «мягкого» карантина в Москве востребовала новые инструменты оперативного мониторинга экономической ситуации. ЦМАКП, воспользовавшись данными Системного оператора Единой энергетической системы, проанализировал в почасовом режиме интенсивность электропотребления в целом по стране и отдельно в Центральном федеральном округе в начале карантинной недели. Оказалось, что по итогам 30–31 марта снижение энергопотребления к уровню недельной давности, когда режим самоизоляции был в Москве еще выборочным (распространялся на лиц 65+ и хронических больных), составило примерно 8–9%. По ЦФО (энергосистеме Центра) снижение энергопотребления 30 марта оказалось более выраженным (10,7%), а 31 марта глубина спада резко уменьшилась — до 8,8%, из-за сильного похолодания в столичном регионе. Полученные оценки снижения интенсивности электропотребления — важнейшего косвенного индикатора экономической активности — позволили экспертам ЦМАКП с учетом имеющихся данных об эластичности выпуска по электропотреблению оценить мгновенное сокращение среднесуточной экономической активности в диапазоне 11–15% в целом по России и в размере 14–18% — по ЦФО.

В дальнейшем специалисты ЦМАКП провели модельный расчет влияния введения режима самоизоляции на генерацию добавленной стоимости, изменение потребности в работниках и объем налоговых поступлений. Прямой мгновенный эффект от «карантина» оценивается ими почти в 20% ВВП, или практически в 18 трлн рублей в ценах 2018 года. Напрямую затронутыми (потенциально невостребованными) оказываются не менее 15 млн работников, или более 20% занятых в стране. Снижение налогов оценивается в 4 трлн рублей. Расчет сделан с использованием межотраслевого баланса, таким образом, учитываются не только прямые эффекты, но и косвенные, то есть связанные с распространением негативного импульса от конечного спроса далее по производственной цепочке, а затем и произошедшие за счет распределения потерь доходов экономических субъектов. При этом оценки прямых шоков были сделаны только для внутреннего конечного спроса — негативную внешнеэкономическую ситуацию вследствие резкого и глубокого падения цен на нефть модель не учитывала.

Эксперты ЦМАКП подчеркивают, что полученные результаты не являются прогнозом на 2020 год, — это оценка именно мгновенного эффекта от режима самоизоляции; иными словами, если самоизоляция продлится квартал, оценки потерь в годовом выражении будут вчетверо ниже. К тому же расчет не принимает во внимание антикризисные меры государства. Правда, пока они столь скромны, что их воздействие трудно принимать всерьез.

Наконец, вот еще один оперативный индикатор, уже доступный по итогам марта. Погрузка грузов на железнодорожном транспорте снизилась на 5,5% в годовом выражении. Наибольший спад в перевозках угля: падение его отгрузки за первый квартал превысило 10%.

Беспрецедентные цифры сокращения демонстрируют пассажирские перевозки по железной дороге. Согласно оперативным данным ОАО РЖД, в марте на инфраструктуре монополии (Крымская и Якутская железные дороги формально самостоятельны и в эту статистику не входят) перевезено 84,2 млн пассажиров, что на 13,4% меньше, чем в марте 2019 года. Сокращение перевозок в дальнем следовании оказалось в марте еще более сильным — на 19,9%, а в последнюю декаду месяца оно достигло 50%. На этом фоне РЖД приняла решение с 7 апреля сократить периодичность курсирования 37 поездов формирования Федеральной пассажирской компании, а 53 поезда, наименее востребованные у пассажиров в период ограничительных мер, будут временно отменены. Фиксируется также массовый возврат железнодорожных билетов, приобретенных ранее для поездок по стране. Возврат проездных документов с датой поездки, приходящейся на апрель, оказался в пять раз выше, чем в прошлом году, а на май — более чем в три раза. Количество проданных на апрель билетов составляет менее 40% от уровня прошлого года, на май — менее 60%.