Российские предприниматели, бизнес в целом оказались крайними в развернувшейся борьбе с коронавирусом. Предложенный властями формат этой борьбы — объявление длинных выходных в стране при отсутствии тотальной компенсации зарплат, постоянных платежей бизнеса и т. д. — привел к тому, что экономические связи стали рваться на глазах: огромное количество компаний приостановили работу, прекратили платить контрагентам, а персонал остался без средств к существованию. Особенно это касается таких секторов, как непродовольственная розница, ресторанный и гостиничный бизнес. Каждый день появляются письма от различных ассоциаций и объединений к премьеру и президенту с просьбой спасти ту или иную отрасль. Однако пока помощь бизнесу ограничивается заморозкой и отсрочкой платежей (арендной платы, налогов), хотя уже сейчас ясно, что ликвидность у компаний появится нескоро.
О хронологии новой реальности и о перспективах на ближайшие месяцы «Эксперт» поговорил с генеральным директором обувной компании Ralf Ringer Андреем Бережным, который считает, что без прямой раздачи людям денег в качестве компенсаций и освобождения бизнеса от расходов на период форс-мажора восстановить экономику будет очень трудно.
— Как вы оцениваете помощь бизнесу, оказываемую сегодня российскими властями?
— Это смотря какую цель при оказании такой помощи ставить. Если не дать предприятиям, в том числе таким, как наше, рухнуть — это одна цель. Если бюджет сэкономить — это другая цель. Задачи, ясной цели на сегодняшний день нет, она не определена, не озвучена. Сегодня, когда говорят о помощи, обычно говорят о том, чтобы не допустить увольнения людей. Но если персонал не нужен в том количестве, в котором он был нужен раньше, он все равно будет уволен. Для того чтобы не увольнять людей, нужно удержать рынок, продажи товаров на рынке в том же объеме. А это возможно? Невозможно. Значит, в любом случае люди будут уволены.
— Какое падение рынка, спроса вы зафиксировали? Насколько резко все произошло?
— В конце февраля — начале марта продажи шли хорошо, был положительный прирост продаж по показателю like for like. Пятнадцатого марта продажи резко упали — сразу на половину плана, потом до закрытия торговых центров половина плана в день так и держалась. До нуля не дошло.
— Что вы стали делать в этих условиях?
— Мы всем контрагентам направили письма, что наша компания находится в форс-мажорных обстоятельствах, вызванных падением спроса из-за пандемии, и в полном объеме свои обязательства выполнять не может. В четком соответствии с Гражданским кодексом. Тот факт, что у нас форс-мажор, де-факто не отрицает никто.