В ситуации, когда никто не берется предсказать окончание карантина, издательства и книжные магазины продолжают подсчитывать убытки. Сейчас можно говорить, что сбываются самые мрачные прогнозы относительно ближайшего будущего книжной индустрии. В то же время контуры отдаленного будущего, которое наступит, когда пандемия закончится и человечество вернется к привычному образу жизни, становятся все более четкими. Как сказал «Эксперту» Рамиль Фасхутдинов, главный редактор издательства «Бомбора», точку невозврата к привычной ситуации мы можем пройти в ближайшие недели: «Если карантин закончится в апреле, то мы сможем вернуть покупателя в книжные магазины во второй половине этого года. Тогда мы потеряем год, но по крайней мере удержим индустрию. Если карантин продлится значительно дольше, то рынок, скорее всего, изменится до неузнаваемости. Могут исчезнуть крупные сети, могут уйти какие-то издательства. Рынок ждет большая депрессия, причем не только наш, но и западный».
Основная проблема, с которой столкнутся офлайн-магазины, причем не только книжные, — снижение трафика покупателей, и, как прогнозирует г-н Фасхутдинов, даже если некоторые магазины смогут возобновить работу после карантина, то часть из них все равно будет вынуждена закрыться. Дело в том, что во время карантина потребители могут изменить привычную для них и производителей модель поведения. В результате доля товаров, продающихся через онлайн-магазины, резко вырастет. «Большую роль приобретут онлайн-игроки, — считает Рамиль Фасхутдинов, — возрастет значение электронной и аудиопродукции. Сейчас мы активно работаем над продвижением книг в интернет-магазинах, над тем, чтобы они там лучше выглядели, чтобы появлялись дополнительные фотографии, чтобы читатели писали отзывы, чтобы авторы проводили онлайн-встречи с читателями. Небольшую часть книг, которые должны были выйти в апреле, июне, мае, мы выпустим на бумаге осенью, а пока выпускаем их в электронном формате. Однако более девяноста процентов нашей издательской программы выйдет и в бумажном виде. Так что традиционный формат остается для нас приоритетным».
Премьеры книжных новинок в электронном формате — ключевое событие на рынке, свидетельствующее о том, что перелом в модели поведения издателей все-таки произошел, несмотря на то что они по-прежнему говорят об отсутствии сомнений в приоритете бумажной книги. Выбор издательств в пользу электронного формата — мера, к которой они прибегают под давлением целого ряда обстоятельств. Выход новинок Марии Метлицкой, Татьяны Поляковой и Татьяны Степановой на «ЛитРес», а также обещание в ближайшем будущем выпустить здесь же новую книгу хитмейкера Анны Тодд CEO издательство «Эксмо» Евгений Капьев сопроводил характерной для карантинных времен риторикой: «Благодаря нашим партнерам мы можем презентовать новинки на цифровых площадках — это в текущих условиях безопасно, быстро и удобно». Но нетрудно догадаться, что помимо безопасности важнейшее преимущество цифровых площадок для издателей заключается в том, что они, в отличие от офлайн-магазинов, продолжают работать в том же режиме, что и до карантина.