Мартовский прирост потребительских цен (0,6% к предыдущему месяцу) вдвое превысил февральский. Так быстро цены не росли последние пятнадцать месяцев — их скачок на один процент в январе 2019-го был целиком определен разовым фактором — повышением ставки НДС с 18 до 20%.
На первой апрельской неделе инфляция продолжала усиливаться: рост потребительских цен за семь дней составил 0,3% и в два раза превысил средний темп марта. Сильнее всего подорожал ряд продовольственных товаров первой необходимости, оказавшихся в конце марта в центре ажиотажного спроса. Всего за неделю гречка выросла в цене на 3,5%, яйца куриные — на 3,2%, сахар-песок — на 3,1%. Среди непродовольственных товаров «отличились» некоторые виды лекарств, в том числе самые ходовые (отечественный анальгин прибавил в цене за неделю 3,8%), а по ряду товаров длительного пользования начался процесс переноса в цены подорожавшего доллара. Так, пылесосы за неделю стали дороже на 1,8%, отечественные легковые автомобили — на 0,8%. Помимо ослабления рубля дополнительным проинфляционным фактором со стороны предложения в ближайшие месяцы могут стать перебои поставок из других стран. Опросы PMI показали, что остановка производств в Китае и других странах уже привела к ухудшению работы поставщиков и удлинению сроков выполнения заказов в феврале–марте. Для России критической является ситуация в европейских странах, откуда нам поставляют довольно много машин и оборудования.
Если темпы инфляции не снизятся, а никаких причин их быстрого торможения не просматривается, инфляция в годовом выражении в апреле достигнет, по оценке «Эксперта», 3,4–3,6% (против 2,5% в марте), а в мае превысит официальный четырехпроцентный таргет. Согласно экспресс-опросу 19 российских и зарубежных экономических «мозговых трестов», проведенному 6–7 апреля Центром развития НИУ ВШЭ, консенсус-прогноз инфляции в текущем году составляет 5,3% годовых.
Новый эпизод временного ускорения инфляции происходит в условиях более низких инфляционных ожиданий населения и бизнеса, чем в 2018 году. Это, как считают в Банке России, обеспечивает бóльшую толерантность денежно-кредитной политики к краткосрочному ускорению ценовой динамики при условии стабилизации финансовых рынков. «На среднесрочном горизонте дезинфляционные риски преобладают над проинфляционными на фоне низкого спроса из-за выраженного торможения мировой и российской экономики, — констатируется в макроэкономическом комментарии регулятора “О чем говорят тренды” от 8 апреля. — Появляется возможность для проведения контрциклической политики».