Принято считать, что специалисты по информационным технологиям — одни из немногих, кто остался в выигрыше от нынешнего кризиса в связи с повышенным спросом на ИТ-услуги, связанные, например, со срочным переводом многих компаний на удаленную работу. Однако это не так: пандемия и экономический кризис наносят болезненный удар и по ИТ-рынку, о чем, в частности, заявила Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), которая обратилась к российским властям за помощью.
Клиенты тянут на дно
До нынешнего кризиса российский ИТ-рынок развивался вполне динамично: по данным международной консалтинговой компании Pierre Audoin Consultants (РАС), в прошлом году его объем составил 10,8 млрд долларов, на 9,4% больше, чем в 2018-м, и на 30% больше, чем в 2016-м (см. график 1). Однако сейчас дальнейший рост продаж ИТ-услуг и продуктов в России остается под вопросом: вполне возможно, что на фоне возможного снижения российского ВВП на 6–8% и экономических потерь, оцениваемых в 6–8 трлн рублей, ИТ-отрасль также может продемонстрировать отрицательные показатели развития и упасть как минимум на пять–десять процентов.
Участники рынка говорят, что уже наметилось существенное снижение расходов на информационные технологии со стороны потребителей. «По некоторым оценкам, более пятидесяти процентов крупных предприятий уже пересмотрели свои ИТ-расходы на текущий год в сторону снижения. А среди компаний малого и среднего бизнеса, как мы полагаем, эта доля может превысить восемьдесят процентов, — говорит Александр Рожков, директор по продажам управления сервисов группы компаний Softline. — На принятие решений в области ИТ-расходов наложили отпечаток сразу несколько факторов: помимо пандемии коронавируса существенное влияние на заказчиков оказал фактор неопределенности на нефтяных и валютных рынках. Большинство организаций заморозили крупные капиталовложения в техническое обеспечение. Не последнюю роль здесь играет такой сдерживающий фактор, как сбои в логистических цепочках поставок ИТ-оборудования по всему миру. Прежде всего это связано с неполной загрузкой заводов-производителей и ограничением транспортных потоков между странами».