Оценки математиков в США недавно показали поразительную вещь: к концу пандемии COVID-19 каждый житель страны с 95-процентной вероятностью будет лично знаком с кем-то, кто умер от коронавируса. В основе таких оценок лежат три параметра — среднее количество людей, которых знает каждый из нас (оно оценивается в районе 600), вероятность подхватить вирус (ее оценивают в интервале 40–80% в зависимости от жесткости карантина) и смертность от него (это не доля умерших к заболевшим, а доля умерших среди жителей страны в целом — ученые предсказывает ее в интервале 0,39–1,33%). Число умерших в связи с COVID-19 в США уже приближается к 20 тысячам.
Для сравнения: в 1999 году американцев опросили, знают ли они кого-то, кто за последние 12 месяцев погиб в автокатастрофе или стал жертвой убийства. Первых знали 25% респондентов, вторых — 11%. При этом в тот год в ДТП погибло 40 тысяч человек, а убито было 15 тысяч. Судя по всему, уже сейчас каждый шестой американец лично знает одну из жертв SARS-CoV-2. По словам вирусолога Гвидо Вэнхэма, «вирус останется с нами навсегда, пока мы не устраним его сами. Но в какой-то момент — в первую очередь в наиболее пострадавших странах, таких как Италия и Испания, — эпидемия придет к уровню насыщения, потому что, по разным оценкам, до 40 процентов испанцев и 26 процентов итальянцев уже инфицированы или переболели. И конечно, как только эта доля превысит 50 процентов, эпидемия начнет сходить на нет сама по себе». Но как узнать эту долю? Понимание хода развития эпидемии важно и для своевременного принятия решений в экономике — затянувшийся карантин уже обходится всем очень дорого. Для этого нужны тесты.
На прошлой неделе стало известно, что в России уже сделано более миллиона тестов на SARS-CoV-2. Наша страна ворвалась в тройку мировых лидеров, уступая лишь США и Германии, которые вошли в острую фазу эпидемии на несколько недель раньше (см. таблицу 1). Это позволяет с оптимизмом смотреть на дальнейшее развитие ситуации в России. Успешный опыт нескольких стран показал, что развертывание масштабной системы тестирования на самых ранних стадиях эпидемии значительно сокращает ее остроту.
Одними из первых тесты создали Германия и Южная Корея. А в ОАЭ построена крупнейшая за пределами Китая лаборатория по анализу результатов тестирования. Больших успехов также добились Швейцария, Австралия и Сингапур. Во всех этих странах было проведено в разы больше тестов в пересчете на численность населения, чем в среднем по миру (см. таблицу 2). И развитие эпидемии в них проходит гораздо мягче.