Работу федеральных властей по борьбе с коронавирусом можно охарактеризовать как чрезвычайно аккуратную и осторожную, но последовательную. Настолько осторожную, что ее легко спутать с растерянностью или нежеланием брать на себя ответственность. Причина кроется в недостатке данных об опасности вируса (показательно публичное обращение президента к ученым) и непонимании того, как долго и как строго следует держать карантин и тормозить экономику. Похоже, этого знания не будет хватать в ближайшие недели и власть будет действовать по обстоятельствам. В целом здесь кроется и риск: чрезмерная осторожность может похоронить значительную часть народного хозяйства, отбросить развитие страны назад. Как далеко назад, нетрудно оценить. Самой главной мерой, о которой говорят власти, является возможность получить повышенное пособие по безработице. Оно составляет максимально 20 тыс. рублей. По текущему курсу это примерно 250 долларов. Такой был средний доход в России в 2003–2004 годах. То есть мы вернемся на пятнадцать лет назад. Но надо учитывать и политические последствия: отношения народа и власти в последние годы были не самые радужные, и промахи в осуществлении патерналистской заботы могут дорого обойтись в преддверии голосования за поправки в Конституцию, единого дня голосования (ЕДГ) и выборов в парламент 2021 года.
Распределили ответственность
Коронавирус застал управленческую систему страны на старте перезагрузки. Отвечая в том числе на запросы россиян, президент РФ в январе начал стремительную трансформацию государственно-политического устройства. Ради исполнения нацпроектов и активизации экономического роста новое правительство возглавил Михаил Мишустин. Перебалансировка ветвей власти в обновленной Конституции должна была придать новый драйв транзиту президентской власти, а расцвет новых политических движений — поспособствовать модернизации партийного института. В некоторых правках в Основной закон даже тестировалась новая идеология социального государства при национализированной бюрократии. Предложение «обнулить сроки» придавало особенную интригу всей комбинации.
Но сначала падение нефтяных цен, а затем карантинная приостановка экономики привели к стресс-тесту всей системы государственного управления, причем, что важно, — системы старой. Ведь даже новые лица в правительстве пришли как операторы заложенных два года назад национальных проектов. Поэтому сослаться на проблемы переходного периода не выйдет — власть получила спрос по всем заготовкам последних лет. Если с населения и бизнеса усиленно собирали деньги на черный день, то почему сегодня они остаются в кубышке? Если оптимизация медицины должна была хотя бы усилить технологичность предоставляемой помощи, то почему мы сажаем всех под замок в ответ на нашествие вируса? С цифровым государством, мантры о котором давно подменяют серьезные усилия по модернизации промышленности, и вовсе получилось нелепо. Пока шло обсуждение введения «цифровой диктатуры» в Москве, внезапно оказалось, что отечественные дистанционные технологии не выдерживают возросшего спроса: онлайн-совещания чиновников срываются, родители возмущаются сетевыми уроками, видеофиксация допотопная, электронный контроль уязвим. В России ситуация еще хуже, чем в столице. Дмитрий Песков, специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, генеральный директор АНО «Платформа НТИ» так и заявил: «Национальная программа развития цифровых технологий в стране провалилась».