Благодаря WeChat и системе камер наблюдения власти Китая отслеживают перемещения граждан. Это сыграло свою роль в быстром подавлении эпидемии коронавируса: если человек был замечен в зоне активного заражения, то его помещали в карантин. Такое развитие WeChat кажется вполне логичным — после всего, что в него уже включено.
Представьте, что ваш онлайн-банк, сервис доставки еды, заказа такси, «Госуслуги» и в принципе весь магазин приложений объединятся в одну программу, в которой помимо этого еще можно будет общаться и делиться своими новостями. WeChat для китайцев — именно такое приложение. Сейчас его аудитория составляет более 1,08 млрд человек, 90% из них используют приложение каждый день. Ежедневно через WeChat отправляют более 45 млрд сообщений и совершают 410 млн аудио- и видеозвонков. WeChat использует передовые технологии для создания новых финансовых продуктов, а его программные разработки способны полностью перевернуть современный мир мобильных приложений.
Краткая история взрывного роста
WeChat появился в 2011 году как простой мессенджер. Годом ранее появился WhatsApp, и на фоне того, как он набирал обороты, китайский разработчик онлайн-игр Tencent решил создать аналог для китайского рынка. Сейчас Tencent занимает пятое место в рейтинге крупнейших мировых компаний, в том числе благодаря WeChat.
На первом этапе WeChat удалось добиться популярности благодаря возможности обмениваться сжатыми видео в условиях, когда китайский рынок медленно переходил от сетей 2G к 3G, а также функции поиска новых знакомых, как, например, «Пользователи рядом». За первые 14 месяцев существования WeChat в приложении зарегистрировалось более ста миллионов китайцев.
Быстрому росту аудитории WeChat способствовало также отсутствие конкуренции с популярными иностранными приложениями: с 2000-х годов в Китае закрыт доступ к Facebook, YouTube и некоторым другим иностранными сервисам. К концу 2012 года в WeChat зарегистрировались более 200 млн пользователей, а в 2013-м приложение смогло обойти одного из главного конкурентов на китайском рынке — Weibo, китайский аналог Twitter. В том же году в WeChat появились первые игры и функция электронных платежей.
Крупнейшие темпы роста WeChat показал в 2014–2016 годах. Сейчас его рост внутри страны замедляется из-за того, что приложение уже установлено у большинства китайцев: WeChat используют 79% владельцев смартфонов и 85% пользователей мессенджеров. Зарубежных пользователей WeChat примерно сто-двести миллионов.
В 2017 году на платформе WeChat появились первые виртуальные ID-карты, которые в будущем заменят традиционные удостоверения личности. В Китае не пользуются привычными нам паспортами. Удостоверение личности в КНР — это специальная карта, которая хранит всю информацию о человеке. Например, при входе на территорию вокзала граждане КНР прикладывают свои карты к специальному считывающему устройству. Виртуальная ID-карта выглядит так же, как обычная, и находится в разделе с личной информацией приложения WeChat.
Новые ID-карты в тестовом режиме получили жители Гуанчжоу. Программу создания виртуальных ID-карт совместными усилиями реализовывали исследовательский институт при министерстве общественной безопасности КНР, China Construction Bank и команда Tencent. С виртуальной ID-картой можно будет пользоваться государственными услугами, покупать билеты, регистрироваться в отелях, то есть совершать все действия и покупки, при которых необходимо подтверждать личность. С помощью виртуальной ID-карты можно будет даже зарегистрировать собственную компанию.
Это не единственная сфера, в которой WeChat сотрудничает с государственным аппаратом. В 2015 году WeChat запустил сервис City Services, который позволяет оплачивать коммунальные услуги, штрафы, записываться на прием к врачу и делать многое другое. В 2017 году один из пекинских судов открыл аккаунт в WeChat, чтобы тяжущиеся стороны могли легко связаться с судьями и получить информацию о ходе их судебных дел. Если одна из сторон нарушит предписания суда, об этом также можно сообщить через аккаунт WeChat. Судьи должны отвечать на запросы сторон в течение 24 часов.
На фоне недавней эпидемии коронавируса WeChat сфокусировал свое внимание на сервисах, связанных с медициной. Более 300 млн пользователей WeChat воспользовались сервисом Tencent Health, который предоставлял оперативную информацию о распространении вируса, онлайн-консультации и функцию самодиагностики, основанную на искусственном интеллекте. Огромную роль сыграли Tencent Health Code — специальные коды, сохраняющие информацию о состоянии здоровья и перемещениях человека в период эпидемии. В зависимости от того, посещал ли пользователь регионы с высоким уровнем заражения, ему присваивается статус: красный, желтый или зеленый. Код позволяет перемещаться по стране, а также входить в некоторые здания. К примеру, на основании кода вас могут не пустить в дом, если вы пришли в гости к друзьям. За февраль 2019 года Tencent Health Code использовали более 900 млн человек.
Зарабатывает WeChat в основном на продаже стикеров, баннерах в новостной ленте и нативной рекламе в «Моментах» WeChat. Годовой отчет Tencent за 2019 год показывает, что доходы компании от социальных сетей (WeChat и QQ) выросли на 13%, до 22 млрд юаней (около 3 млрд долларов, или около 40% всей годовой выручки в 54,6 млрд юаней).
Реклама в «Моментах» WeChat (аналог новостной ленты) появилась в 2015 году. Первыми свою рекламу в «Моментах» разместили BMW и Coca-Cola. Прибыль от рекламы в «Моментах» и мини-программах WeChat растет за счет увеличения количества активных пользователей в день и введения новых форматов (полноэкранной рекламы и прероллов, рекламных роликов, которые всплывают перед воспроизведением видео). Кроме того, на доходы повлияло изменение количества ежедневных показов рекламы на одного пользователя: за год Tencent поднял норму с двух до четырех показов.
Неудивительно, что WeChat вносит серьезный вклад в рост китайской экономики. Согласно последнему опубликованному отчету Китайской академии информации и коммуникационных технологий (CAICT), вклад WeChat в китайскую экономику составил 330 млрд юаней (50 млрд долларов) в 2017 году. Более того, благодаря WeChat в том же году на рынке появилось 20,3 млн новых рабочих мест. В эту внушительную цифру входят не только те, кто непосредственно нанят Tencent, но и люди, косвенно связанные с WeChat: например, блогеры, зарабатывающих с WeChat, а также предприниматели и компании, которые открыли официальные аккаунты WeChat для продвижения своих продуктов.
Технология кредита
В 2014 году у пользователей WeChat появились онлайн-кошельки. Теперь каждому пользователю присваивается уникальный QR-код, который меняется два раза в минуту. Этот код считывается обычным сканером на кассе или покупатель своим мобильным телефоном сам сканирует QR-код продавца и делает перевод.
Распространению WeChat Pay поспособствовали несколько промоутерских кампаний. Например, в Китае существует давняя традиция дарить на праздники красные конверты с деньгами. В 2014 году пользователи WeChat получили возможность отправить такой конверт родственникам или друзьям прямо в приложении. В 2019 году уже 820 млн пользователей WeChat отправили или получили красные конверты через WeChat на китайский Новый год.
Уровень проникновения электронных платежей в Китае по сравнению с другими развитыми странами довольно высок. В 2017 году 97,3% китайцев младше 18 лет пользовались WeChat Pay. Впечатляющие цифры показывают и пользователи старше 60 лет: 46,7% из них регулярно используют WeChat Pay. Онлайн и офлайн-платежи через WeChat Pay занимают примерно одинаковые доли. Пока онлайн-платежи немного уступают, занимая 45,2%. Еще в 2017 году 92% жителей крупных городов Китая пользовались WeChat Pay или Alipay (сервис конкурента Tencent Alibaba Group) в качестве основного метода расчетов. Сейчас оба сервиса — крупнейшие игроки на рынке электронных платежей Китая, занимая 40 и 54% соответственно. Трансакции по электронным платежам в 2017 году составили 16 трлн долларов (109 трлн юаней).
В 2016 году WeChat Pay вышел за границы КНР. За год до этого китайские путешественники потратили более 230 млрд долларов, поэтому Tencent решила подхватить этот рынок и предоставила своим китайским клиентам возможность платить с помощью QR-кодов WeChat и за границей.
Наконец, в декабре 2016 года Tencent запустила первый в Китае полностью цифровой банк WeBank. С момента основания в центре внимания банка был малый и средний бизнес, а также люди, которым трудно получить кредит в обычных банках. Первым продуктом стал Weilidai, необеспеченный потребительский кредит, предлагаемый через платежные системы WeChat и QQ. Среди клиентов, воспользовавшихся Weilidai, 75% — из рабочего класса. Решение по кредиту приходит всего через пять секунд, а в случае одобрения кредита деньги поступают уже через минуту. Клиенты WeBank из категории юридических лиц в основном представлены небольшими частными компаниями, имеющими в среднем около десяти сотрудников.
В основе экономической модели WeBank большой объем сделок при маленькой сумме займов. Другой важный компонент — технологии. 98% входящих запросов клиентов обрабатывает чат-бот WeBank на основе искусственного интеллекта. ИИ также используется в системе распознавания лиц WeBank, которая уже обработала более 640 млн запросов на идентификацию личности. Кроме того, WeBank — это первый в мире банк, который разместил все свои ключевые системы на облачном сервере.
На 2018 год депозитная база WeBank составляла 154,5 млрд юаней (21 млрд долларов). В том же году доходы банка составили 10 млрд юаней (1,4 млрд долларов) с чистой прибылью 2,5 млрд юаней (325 млн долларов). Ежегодно WeBank выдает более десяти миллионов кредитов, притом, что коэффициент просроченных кредитов колеблется на уровне всего 1%. Годовой отчет Tencent показал, что в 2019 году доходы компании от финансовых технологий выросли на 39%, достигнув 29,9 млрд юаней (около 4,2 млрд долларов).
Александр Филиппов*
Вокруг клиента на 360°, или Как банкам работать с МСБ
С малым и средним бизнесом (далее — МСБ) до сих пор мало кто из банков научился работать эффективно. Но пока крупный бизнес поделен, его маржинальность невелика, розничное кредитование активно сдерживает ЦБ, ниша МСБ выглядит все привлекательнее для банковской сферы. Но есть нюансы.
Во многом банки сами осторожничают при работе с клиентами МСБ. Подразделения, отвечающие за качество кредитного портфеля, максимально затягивают гайки. Бизнес-подразделения, в свою очередь, далеко не всегда могут договориться по тем или иным процессам, и запуск продуктов для мелких предпринимателей откладывается на неопределенный срок.
Если разобраться, опасения банков насчет этой категории клиентов кроются в нежелании принимать на себя риски. Это происходит из-за отсутствия у большинства банков автоматизированного сбора информации о юридическом лице, его акционерах или владельцах долей, генеральном директоре, скрытых бенефициарах и т. п. Сейчас этим занимаются сотрудники банка. Но любая упущенная из виду (случайно или целенаправленно) информация может привести к дефолту выданного займа или другого финансового обязательства либо к отказу в выдаче займа.
Если банк хочет работать с МСБ, ему необходимо автоматизировать сбор информации о клиенте. На длительном интервале машинные алгоритмы выигрывают у человека как в скорости, так и в точности принятия решений. Усовершенствовать оценку надежности предпринимателей банки могут, используя специализированные решения по информационной безопасности. Например, «Профиль 360°» юридических лиц. Это решение, которое позволяет автоматически «подтягивать» информацию об организациях из различных открытых источников и баз, а затем анализировать ее с помощью методов машинного обучения. «Профиль 360°» позволяет строить более точные стратегии, основываясь на исторических данных, верифицировать заемщиков, а также отфильтровывать компании, осуществляющие фрод (вид мошенничества в области информационных технологий). «Фишка» решения в том, что с его помощью аналитикам предоставляется набор данных по юрлицу, а дальше компетентные сотрудники самостоятельно принимают решение, какие параметры брать в работу и какие стоп-факторы считать приоритетными. Например, методом back-propagation, когда предлагаемый набор параметров тестируют на своей базе и делают выводы, насколько попали в точку с предположением. Главное здесь то, что при сборе и анализе информации по юридическому лицу исключается человеческий фактор, когда кто-то из ответственных недоглядел или предвзято отнесся к тому или иному клиенту.
Если стоит вопрос об автоматизации работы с МСБ, то очевидный шаг — выйти на пилотный проект с разработчиком с высокой экспертизой как в IT, так и бизнесе. В рамках пилота — кластеризировать всех своих действующих клиентов-юрлиц, соотнести качество кредитного портфеля и счетов компаний и в итоге сформировать правила–парадигмы. Это поможет минимизировать риски при работе с клиентами МСБ и открыть для себя эту нишу.
*Директор по развитию бизнеса ИТ-компании КРОК в коммерческих банках.
Российское измерение WeChat
Россия стала семнадцатой страной в мире, где появился WeChat Pay. Первыми торговыми точками, принимающими оплату через WeChat Pay в Москве, стали ЦУМ и ГУМ. Сервисом особенно заинтересовались в 2018 году, когда годовой прирост клиентов из Китая достиг 70%. Расплатиться с помощью WeChat Pay в России могут только граждане КНР.
Не менее активно в Россию проникает главный китайский конкурент WeChat Pay — Alipay. Оплату через приложение Alipay уже принимают на кассах сетевых магазинов ГК «Дикси» («Дикси», «Виктория», «Мегамарт»).
Для тех же, кто собирается поехать в Китай или работать с китайцами, WeChat — ключевой инструмент. Регистрация в WeChat — это особый способ прочувствовать на себе любовь китайцев к бюрократическим процедурам. В последний год процедура регистрации для россиян стала намного сложнее. Если пару лет назад было достаточно ввести номер мобильного телефона и получить код через SMS, то сейчас россиянам предстоит пройти через процесс верификации. Чтобы быть зарегистрированным в WeChat, необходимо найти человека, который уже им пользуется. При этом вам вовсе необязательно быть друзьями в реальной жизни: он может просто воспользоваться своей ученой записью, чтобы верифицировать вас (как правило, для этого необходимо всего лишь отсканировать QR-код). К вашему помощнику тоже предъявляются особые требования: он должен быть зарегистрирован в WeChat не менее одного месяца. Если же ваш помощник находится на территории материкового Китая, для успешной верификации необходимо, чтобы он был зарегистрирован не менее шести месяцев и имел привязанную к WeChat банковскую карту.
Даже если мучительная процедура регистрации прошла успешно, вполне возможно, что, проснувшись на следующее утро, вы обнаружите, что ваш аккаунт заблокирован из-за подозрительной активности. Условием разблокировки будет повторная верификация через пользователя WeChat. Тонкость в том, что ваш вчерашний помощник уже не сможет вам помочь, поскольку пользователь WeChat может верифицировать другого пользователя только один раз в месяц.
Приехав в Китай, вы обнаружите, что очень многие места не принимают оплату наличными. Иногда даже бабушка, продающая семечки на улице, может потребовать от вас электронный платеж. Карты Visa и MasterCard в Китае тоже никого не интересуют. Привязка банковской карты к WeChat Pay открывает перед вами тысячи возможностей и дает уверенность, что вы не пропадете. Однако большинство туристов сталкивается как раз с тем, что WeChat Pay не дает привязать иностранную карту. В итоге получается, что самый безопасный вариант — иметь карту китайского банка. Если вы успешно пройдете процедуру регистрации карты перед тем, как совершить первый платеж, вас снова попросят ввести паспортные данные, а также прикрепить к форме свое фото.
Бизнес затянуло в WeChat
WeChat стремится стать незаменимым инструментом в деловой среде Китая. Приложение используют 30 млн человек из 1,5 млн компаний. 83% пользователей WeChat регулярно используют его для решения рабочих вопросов. При этом WeChat — это не только инструмент для корпоративного общения: 33% пользователей обращаются к нему, чтобы передавать файлы, а 14% — чтобы проводить встречи и видеоконференции.
Разработчики WeChat стремились создать экосистему приложения, в которой контент будет приходить не из внешних источников, а создаваться самими пользователями. Почти сразу появились официальные аккаунты (WeChat OA), благодаря которым знаменитости могли создавать страницы для взаимодействия с поклонниками. Позже возможность создавать WeChat OA также получили бренды и компании. С 2014 года к ним присоединился малый бизнес. Раньше возможность создавать WeChat OA была доступна только гражданам КНР, поэтому зарубежным компаниям приходилось работать через китайских посредников. Но в 2018 году WeChat позволил создавать официальные аккаунты иностранцам.
Компаниям удобно создавать WeChat OA, потому что в этом случае им не нужно тратить ресурсы на разработку собственных приложений. Особенно выгодно это для иностранных компаний, у которых исчезла необходимость адаптировать свои приложения под китайский рынок. Кроме того, для обладателей официальных аккаунтов доступна возможность открывать магазины на платформе Weidian Shop.
В 2016 году Tencent запустила отдельное приложение WeChat Work специально для оптимизации работы и решения бизнес-задач. В отличие от обычного WeChat здесь можно создавать групповые чаты на две тысячи человек, автоматически добавлять сообщение в список дел двойным нажатием, видеть, было ли прочитано сообщение, получить доступ к большому числу мини-программ, созданных для предпринимателей. Хотя главное, конечно, то, что сотрудники меньше отвлекаются, когда личные и рабочие чаты находятся в разных приложениях.
WeChat также стал основной платформой индивидуальных предпринимателей в Китае. 90% из них используют его для ведения бизнеса, а 71% доверяет WeChat как основному инструменту для перевода и получения денег. WeChat привлекателен тем, что в нем деловое общение становится более простым и оперативным, чем при использовании электронной почты. Пользователям нравится, что они могут договариваться со своими партнерами с помощью голосовых сообщений. В том числе благодаря этому игроки на китайском рынке облигаций, который в 2019 году оценивался в 13 трлн долларов, используют свои аккаунты WeChat практически для всего — от распространения информации до заключения сделок.
Что касается рисков, то опасения национального и особенно международного сообщества вызывает вопрос цензуры и использования в WeChat персональных данных. В 2013 году WeChat впервые поймали на удалении политически чувствительного контента. Исследование Citizen Lab в 2015 году показало, что 1,6% постов официальных аккаунтов были удалены. Та же группа исследователей в начале марта 2020 года опубликовала доклад, в котором обвинила WeChat в удалении постов, связанных с критикой деятельности руководства КНР на фоне эпидемии коронавируса.
В 2017 году в Китае вышел новый закон о кибербезопасности, который требует от операторов сетей хранить информацию о пользователях и всех их операциях не менее шести месяцев. Как оператор мессенджеров, WeChat вынужден соблюдать эти предписания. При этом в пользовательском соглашении WeChat оставил за собой право самостоятельно решать, как долго хранить данные пользователей. Опасения по поводу безопасности пользовательских данных особенно актуальны, если учесть, как много сфер жизни человека охватывает WeChat.
Мини-революция
Важное место в экосистеме WeChat занимают мини-программы. Это самые разные приложения (игры, карты, музыка, приложения магазинов, кафе и т. д.) внутри самого приложения WeChat. Главное отличие мини-программ от традиционных приложений в том, что их не нужно специально скачивать на телефон, а пользоваться ими можно, не выходя из WeChat. Благодаря этому пользователь экономит время, которое мог потратить на установку, а также память устройства. Мини-программы уже назвали убийцами традиционных магазинов приложений и революцией в IT, потому что благодаря им WeChat сам по себе стал аналогом и конкурентом AppStore и Play Market.
Всего лишь через год после первого запуска мини-программ WeChat в 2016 году их количество перевалило за 580 тысяч. Сейчас WeChat насчитывает более миллиона мини-программ, 75% из них связаны с официальными аккаунтами китайских и международных брендов. При этом мини-программы сами по себе являются источниками дохода: более трети их пользователей тратят в них 500–1000 юаней ежемесячно. В 2019 году с помощью мини-программ WeChat были совершены трансакции на общую сумму 800 млрд юаней (около 112 млрд долларов). В среднем пользователь WeChat используют четыре мини-программы каждый день.
Еще одно интересное направление — мини-игры. К 2018 году в WeChat было уже более 2000 мини-игр размером не больше 8 Мб. Они пользуются огромной популярностью среди китайцев: в 2018 году в дни китайского Нового года количество пользователей, играющих в мини-игры, достигало 28 млн в час. 81% пользователей мини-программ WeChat хотя бы раз играли в мини-игры. Общая аудитория мини-игр составляет 300 млн пользователей.
Мини-игры приносят Tencent огромные прибыли благодаря рекламе. Ежедневные объемы трансакций по рекламе, размещенной в мини-играх, могут достигать 10 млн юаней (1,4 млн долларов). Кроме того, это довольно прибыльная сфера для разработчиков ПО. Прибыль от рекламы делится в соотношении 50:50 для игр с аудиторией более 1000 пользователей. Если же игра привлекает более 100 тыс. пользователей, то прибыль будет распределяться в соотношении 70:30 в пользу разработчика. Что же до покупок внутри игр, то прибыль от них делится в соотношении 60:40 в пользу разработчика.