Эта история случилась с месяц назад. В селе Большое Долженково Курской области пропал трехлетний мальчик Миша. Искали его около двух суток. «Найден, погиб» — так озаглавлен отчет о ходе поиска, выложенный на сайте поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Как следует из отчета, ребенок утонул в реке. Обнаружить тело удалось после того, как спустили реку, перегороженную дамбой. Судя по всему, спасти мальчика шансов не было.
И тем не менее у этого трагического финала есть своя утешительная сторона. Дело в том, что решение о спуске реки было принято на редкость оперативно, а могло быть и иначе: поисковики продолжали бы прочесывать окрестности, и к неизбежному горю добавилось бы несколько суток мучительной неизвестности. Не говоря уж о материальных и человеческих ресурсах, которые оставались бы задействованными в этой акции. «В поиске приняли участие сотрудники полиции, Следственного комитета, МЧС, добровольцы ПСО “Лиза Алерт” из Курской, Воронежской, Белгородской, Орловской, Тамбовской, Брянской областей, Москвы и Московской области, ПСО “Сальвар” из Смоленской области… Всего более 800 человек. На месте работало 6 кинологических расчетов, 7 конных, 8 БПЛА (беспилотных летательных аппаратов. — “Эксперт”). Беспилотниками было сделано 14500 снимков и отработано группой просмотра и анализа. С воздуха отснято 8 кв. км. Всего беспилотники налетали 435 км. Было сформировано 143 “лисы” (пешие поисковые группы — «Эксперт»). Отработано 155 задач. Всего группами поиска пройдено 1727,1 км», — сказано в отчете.
Полиция уже через сутки поисковой операции была уверена, что на суше ребенка нет, и это стало возможным благодаря в том числе новым технологиям поиска. В операции были задействованы дроны, правда, само по себе это еще не давало прорыва во времени, так как на отсмотр и анализ сделанных беспилотниками фотоснимков в общем случае потребовалось бы более тысячи человеко-часов. Однако по факту было затрачено ресурсов примерно в 30 раз меньше: новую технологию специально для ПСО «Лиза Алерт» разработала компания «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»).
SMS как инструмент спасения
«Билайн» является телекоммуникационным партнером ПСО «Лиза Алерт» уже около девяти лет. За это время было реализовано около 70 тыс. поисковых операций, из которых почти 60 тыс. закончились спасением. Всего в России пропадает, по оценке экспертов, до 120 тыс. человек в год.
Кстати, поводом для появления самого добровольческого движения «Лиза Алерт» тоже послужила трагедия: в 2010 году в подмосковном лесу погибла от переохлаждения четырехлетняя девочка Лиза. Ее нашли на десятый день, притом что, как показала медэкспертиза, еще накануне ребенок был жив. Сказалась медлительность органов полиции и МЧС, приступивших к поисково-спасательной операции лишь на пятый день. Поэтому идеей «Лизы Алерт» изначально было именно оперативное и широкомасштабное развертывание поисковых работ. «В нашем случае решающий фактор — время. Если, например, речь идет о похищении ребенка с целью сексуального насилия, у нас, как правило, всего лишь три часа, чтобы найти этого ребенка живым. Если человек заблудился в лесу и поиски начались на первые сутки, мы с вероятностью 95 процентов найдем его живым. На третьи сутки шансы падают до 50 процентов», — говорил глава отряда Григорий Сергеев. Как показал опыт «Лизы Алерт», фактор времени в поисковой операции определяется не только числом волонтеров и их готовностью немедленно выдвигаться на место ЧП, но и доступными им технологиями.