Инициаторы объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа в один субъект федерации отказались от этой затеи под напором протестов. Хотя уже успела появиться идея присоединить к ним и Республику Коми. А тенденцию поддержала в своем выступлении председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В России часто возникают подобные инициативы, поэтому стоит обсудить риски административного ража, к сожалению, уже много лет свойственного нашим управленцам, которые все время что-то оптимизируют и сливают.
Заметим, что Архангельская область и Ненецкий округ — это гигантские территории. Архангельская область превосходит по площади Францию. Ненецкий автономный округ в два раза больше, чем Венгрия. Нам предлагают объединить их, добавить Коми и получить регион размером с пол-Европы. И как им управлять? Кто-нибудь над этим задумывается?
Может быть, считается, что это даст экономию на управленческих расходах? Но на управлении таким гигантским регионом вряд ли удастся сэкономить. Одна лишь логистика потребует огромных затрат. Возможно, кому-то кажется, что чем меньше субъектов федерации, тем меньше хлопот у московских управленцев? Но как-то надо подумать и о людях, живущих в этих регионах.
Любое подобное укрупнение, из каких бы благих соображений оно ни проводилось, создает на довольно длительный переходный период большие сложности для граждан, проживающих в регионе, который лишается статуса субъекта федерации. Административный центр утрачивает статус столицы. Граждане вынуждены приспосабливаться к услугам другого центра, который к тому же находится на значительном удалении. А у нас еще ведь и система управления субъектами федерации, и решения проблем граждан (коммунальных, образовательных, медицинских) весьма централизована, гражданам приходится часто общаться с учреждениями разного рода на региональном уровне. Представьте, что жители Марселя должны решать свои житейские проблемы в Париже. А ведь расстояние между Архангельском и Нарьян-Маром в два раза больше, чем от Марселя до Парижа. Многие любители административных реформ в России забывают о ее размерах.
К тому же, поскольку один из административных центров объединяемых регионов утратит «столичный» статус, он сразу перестает быть центром притяжения. Многие жители тог же Нарьян-Мара потеряют работу, связанную с обслуживанием «столичного» статуса, начнут мигрировать. Мы уже фактически потеряли ряд городов в этих краях. Нам больше не нужен Крайний Север?
Когда у нас обсуждают тему слияния регионов, сторонники объединения часто ссылаются на то, что те или иные территории либо слабо населены, либо слишком малы, либо неэффективны (в смысле нехватки определенных ресурсов, хотя к НАО это не относится). Но такие проблемы характерны для административного устройства всех стран. Особенно больших. В тех же США разница между штатами по населению, площади, ВВП весьма велика. Но никому в голову не приходит что-то сливать-разливать, потому что имеется уже сложившаяся (в том числе с точки зрения удобства граждан) историческая традиция. А разрыв исторической традиции — это всегда очень болезненно для граждан.