Почему дизельное топливо в принципе утекло за территорию хранилища? Каждый резервуар с такими жидкостями должен ограждаться валом из грунта или бетона, препятствующим разливу, и быть такого размера, чтобы вместить в своем периметре все, что может из него вытечь. С запасом. Этот вал может быть даже оборудован волноотражающим козырьком на случай, если разрушение резервуара окажется быстрым, выброс — залповым, а жидкость образует волну, способную перехлестнуть ограждение.
Первый вице-президент «Норникеля» Сергей Дяченко сразу после случившегося объявил вероятную причину аварии — таяние вечной мерзлоты: «…Из-за летних аномально мягких температур, которые длились несколько лет, могло произойти растопление мерзлоты и частичное проседание опор, на которых стоит платформа». По его словам, аварийный резервуар, которому уже 35 лет, проходил проверку технического состояния в 2018 году и тогда же был проведен его ремонт.
В северных широтах, где стоит Норильский комбинат с инфраструктурой, вариантов обустройства фундаментов два. Первый — когда сваи вмораживаются в вечную мерзлоту и как бы висят в ней, удерживаясь за счет смерзания боковой поверхности с грунтом. Второй: для установки сваи скважину бурят, пока она не достанет до скалы, и тогда свая упирается в скальное основание. По словам Валерия Гребенца, заместителя заведующего кафедрой криолитологии и гляциологии географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, там, где находится Надеждинский металлургический завод «Норникеля», на территории которого расположена ТЭЦ-3, скальные породы выходят почти к самой поверхности, и потому здесь все основные объекты построены по второму варианту. Другое дело, предполагает Валерий Гребенец, долгое время работавший в Норильске, не исключено, что, когда строили резервуар, до скалы не добурились и сваи были вморожены в грунт. Однако из-за теплой погоды они начали постепенно проваливаться, и в итоге это привело к аварии.
Судя по видео в Сети, обваловка вокруг резервуара есть. Однако из видеороликов невозможно понять, в каком она состоянии и нет ли разрыва периметра. Четкий ответ на этот вопрос будет получен по итогам расследования. Другое дело, что в отличие от проседания фундамента проблемы с заграждением (если они существовали) были бы очевидны всем. В том числе контролирующим органам.
Вместе с тем сегодня существуют технологии, позволяющие не только вести удаленный мониторинг промышленного оборудования в режиме реального времени, но и заранее сигнализировать о проблемах. Такого рода системы предикативной аналитики способны «ловить» изменение размера конструкции на доли миллиметра, например при простом нагреве от солнечных лучей в жаркий день. И проседание платформы, на которой стоит резервуар, заметили бы, тем более что оно не случилось мгновенно, а шло в течение длительного времени, возможно несколько месяцев.
В пятницу Владимир Путин, заслушав доклады о мерах по ликвидации последствий аварии, отметил, что своевременная замена резервуара, из-за которого все и произошло, обошлась бы «Норникелю» значительно дешевле в сравнении с тем, сколько ему придется заплатить теперь. Контролирующий владелец «Норникеля» Владимир Потанин оценил затраты без учета штрафов за нанесенный природе ущерб не менее чем в 10 млрд рублей. Президент поручил Роспотребнадзору проверить состояние аналогичных объектов (имеются в виду хранилища нефтепродуктов) по всей стране.
Представляется, что авария может подтолкнуть к масштабной инспекции и модернизации всех промышленных объектов, расположенных в Арктической зоне, поскольку таяние вечной мерзлоты — зафиксированный факт и, как показал опыт «Норникеля», опрометчиво оставлять без внимания сооружения, стоящие на столь сложном грунте. Соответственно этот фактор необходимо учитывать при дальнейшем продвижении в Арктику. Но готовы ли российские компании к этому с точки зрения имеющихся и применяемых технологий? Ведь та же прогнозная аналитика стоит недешево, а экономический эффект от нее сложно подсчитать, поскольку она помогает предотвратить не поддающиеся исчислению затраты на ликвидацию несостоявшихся аварий.