Компания «Лаборатория подводной связи и навигации» (UC&NL) в прошлом году более трети выручки заработала на продажах своего навигационного оборудования за рубежом. «Каждый второй зарубежный покупатель с удивлением спрашивает: а что, в России умеют делать такие системы? Это не Китай? Со страшным недоверием относятся», — говорит директор компании Артур Абеленцев. Не так давно у «Лаборатории» появился американский дилер, который продает оборудование UC&NL под американизированными брендами. По словам руководителя этого проекта Евгения Бивола, навигация UC&NL востребована водолазами-любителями, туристическими парками, дайвинг-центрами. «Подводная робототехника быстро развивается, а там тоже нужна навигация и связь. Большой сегмент — съемки под водой для Голливуда, — говорит г-н Бивол. — Наш продукт вызывает интерес, тем более что аналогов по техническому уровню у некоторых решений UC&NL — тех же гидроакустических модемов — в мире нет. Американские и европейские разработчики навигационного оборудования не такие инновационные. Но по отношению к российскому продукту все равно сохраняется некоторый скепсис, особенно со стороны американцев».
«С американцами у нас интересные разговоры на эту тему были. Они большие патриоты в этом смысле. Наши американские дистрибуторы участвовали в двух профильных выставках в США в 2019 году. Как только потенциальные покупатели узнавали, что продукт российский, тут же прерывали диалог и уходили», — рассказывает Артур Абеленцев. Но UC&NL терпеливо доказывает преимущества своего оборудования. Абеленцев признает, что компания только сейчас начинает активно работать с отраслевыми экспертами. Это нужно было начать делать на пару лет раньше, говорит он, ведь практика показала, что почти все зарубежные продажи делаются по рекомендациям тех, кто уже купил устройства UC&NL.
Станислав Дмитриев, главный инженер UC&NL, связывает надежды на рост продаж с тем, что в мире начался бум в сфере использования подводных роботов. Роботизированные подводные исследования становятся все более востребованными у нефтяников. «Но даже у одного из лидеров рынка гидроакустических систем, немецкой EvoLogics, нет феноменального развития в области навигации и связи под водой. Это специфический и очень интересный рынок, и мы сейчас находимся примерно в той же точке, где был Эдисон, изобретая электрические сети. Вроде они есть, и вроде это даже прикольно, но непонятно, что с этим делать», — говорит Дмитриев.