Прекращая совместную деятельность, «Яндекс» выкупит у Сбербанка его долю в «Яндекс.Маркете», а Сбербанк заберет себе «Яндекс.Деньги». После этого, считают аналитики, «Яндекс.Деньги» прекратят существование, а «Яндекс.Маркет» будет развиваться и далее.
Напомним, что инвестиции в «Яндекс.Маркет» составляли 30 млрд рублей, а доли распределялись так: по 45% у Сбербанка и «Яндекса», остальные 10% принадлежали менеджменту. Последняя оценка стоимости проекта (оценивали Sberbank CIB и UBS в апреле этого года) составила 90–96 млрд рублей; это означает, что «Яндексу» сделка обойдется в 30–45 млрд.
Сам проект представляет собой экосистему, включающую в себя сервис выбора товаров, маркетплейс с сетью постаматов «Беру» и мобильное приложение для покупок «Суперчек».
Выручка «Яндекс.Маркета» выросла на 145% год к году в 2019-м, до 19 млрд рублей, но в то же время «Яндекс» сообщил об убытке от инвестиций в этот проект при учете по методу долевого участия за 2019 год в размере 3,8 млрд рублей и еще 1,1 млрд — по итогам первого квартала текущего года. Аналитики «Финама» оценивают чистый убыток проекта в прошлом году примерно в 8 млрд рублей.
Сбербанк полностью выкупит «Яндекс.Деньги», принадлежащие ему на 75%. По данным аналитической компании Mediascope, «Яндекс.Деньги» — второй по популярности платежный онлайн-сервис в России, его обгоняет только «Сбербанк Онлайн». Теперь сервисы, скорее всего, будут объединены, а «Яндекс» сможет развивать финтех-проекты (раньше по условиям сделки он этого делать не мог). В качестве причины происходящего раздела активов участники рынка называют развитие Сбербанком экосистемы с конкурентом «Яндекса» — группой Mail.ru.
На этом фоне сообщение о возможной покупке банком 30% ритейлера Ozon выглядит вполне ожидаемо. Сейчас совладельцами площадки Ozon являются АФК «Система» и фонд Baring Vostok. Предполагается, что пакет будет куплен Сбербанком у «Системы». Судя по всему, Сбербанк активно ищет наиболее выгодное партнерство в области электронной торговли, чтобы наконец занять заметную долю на этом рынке.
В «Финаме» полагают, что сделка негативно повлияет на EBITDA и денежные потоки «Яндекса», так как «Яндекс.Маркет» все еще находится на этапе активных инвестиций, тогда как конкуренция на российском рынке e-commerce крайне жесткая: многие игроки (Wildberries, Ozon, AliExpress Russia) претендуют на роль русского Amazon. «Кроме того, потребности в денежных средствах на развитие “Яндекс.Маркета”, вероятно, придутся на период инвестиций в строительство новой штаб-квартиры “Яндекса”, что ухудшает перспективы свободного денежного потока на 2021 год», — добавляют в «Финаме». Но похоже, ради заветного статуса русского Amazon «Яндекс» готов рискнуть.
Новости Сбербанка
Сбербанк и РВК создадут фонд для инвестиций объемом $100 млн