В торговом центре «Авиапарк» можно увидеть сразу несколько очередей в непродовольственные магазины. Но не думайте, что они свидетельствуют об избыточном спросе на товар, — просто действуют новые правила в период карантина, одно из которых — ограничение по числу покупателей в торговых залах, другое — открытые через одну примерочные, третье — антибактериальная уборка и так далее. На таких условиях три недели назад начали открываться торговые центры и магазины после периода самоизоляции.
Ожидаемого ажиотажа среди покупателей это не вызвало. «В Москве первые недели после карантина никакого заметного эффекта отложенного спроса не продемонстрировали. Трафик остается низким, и, например, внутри торговых центров в сравнении с аналогичным периодом прошлого года он упал в два-три раза. В магазины одежды и обуви в течение первых недель работы зашло в три-четыре раза меньше покупателей, чем в тот же период в прошлом году», — говорит Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group.
Год на восстановление
Основные причины такой ситуации так или иначе связаны с пандемией. Люди все еще остерегаются людных мест, кроме того, сейчас у них нет лишних средств на шопинг — многие лишились работы или стали получать пониженную зарплату. Да и магазины стали открывать в основном в Москве, в большинстве регионов непродовольственная розница пока не работает, что в целом негативно влияет на доход компаний. Правда, медленный рост спроса ритейлеры все же наблюдают, но на полное его восстановление в текущем году уже не надеются.
Непродовольственный ритейл оказался одним из наиболее пострадавших секторов потребительского рынка. Магазины одежды и обуви ощутили на себе падение спроса еще до закрытия торговых точек, когда потребители перестали посещать людные места. Тогда компании стали активно развивать онлайн-продажи — собственные и через сторонние маркетплейсы. «Сегодня мы сфокусированы на развитии как собственных интернет-магазинов, так и на развитии и укреплении сотрудничества с нашими партнерами: Wildberries, Lamoda, Ozon и другими маркетплейсами», — говорит представитель пресс-службы Melon Fashion Group (российская компания, владеющая брендами Zarina, Befree, Love Republic и Sela). Но большой выгоды от работы этих каналов продаж компании не получили — заработанных денег хватало только на текущие расходы: «Онлайн существенно вырос за время карантина, но даже этот хороший прирост пока не компенсирует снижение трафика в магазинах», — говорит Олег Воронин, CEO одежного бренда I Am Studio. До карантина на онлайн-продажи в обороте компании приходилось 25%.