Зарегистрированных машин в России, по данным МВД, на сегодняшний день более 60,5 млн. Годом ранее их было несколько меньше — 59,7 млн. В то же время за 2019 год было заключено лишь 39,7 млн договоров ОСАГО. Такая большая разница связана не только с рядом особенностей подсчета (некоторые находящиеся в базе машины могут быть уже утилизированы), но и с тем фактом, что немалое количество автовладельцев ездят без оформления полиса. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), сейчас в РФ насчитывается как минимум два-три миллиона автомобилей без полиса ОСАГО. Плюс часть автомобилистов ездят по поддельным. Поддельных полисов не так уж и мало; в РСА ранее подсчитали, что в год продается около миллиона фальшивок. Да и дорожные камеры до сих пор не использовались, чтобы выписывать штрафы за отсутствие страховки.
Вскоре тарификация по ОСАГО изменится: автовладельцы, которые часто нарушают ПДД или попадают в аварии, будут платить заметно больше. Соответствующий проект поправок в закон об ОСАГО был внесен еще в июле прошлого года. Если добавить, что из-за коронакризиса полисы могут подорожать (поскольку подорожает ремонт и, соответственно, импортные запчасти), число тех, кто ездит без ОСАГО, может даже увеличиться там, где камеры «не достают». Это поставит под сомнение сам принцип системы ОСАГО: получится, что она все меньше защищает добросовестных водителей от убытков из-за ДТП.
Цифры не расскажут
«Число договоров по ОСАГО с 2015 года остается относительно стабильным. Средняя стоимость полиса по итогам 2019 года снизилась до минимума с 2015 года — до 5400 рублей с 5700 рублей в 2018-м», — говорит старший директор по страховым и инвестиционным рейтингам агентства «Эксперт РА» Ольга Любарская.
Если посмотреть на статистику (см. график 1), то можно увидеть интересную картину: число заключаемых ежегодно договоров находится примерно на одном уровне, в то время как число зарегистрированных в ГИБДД машин растет. Получается примерно 40 млн договоров на 60 млн зарегистрированных автомобилей. Чем объяснить столь большой разрыв?
Как отмечает активист «Синих ведерок» Петр Шкуматов, во многом это связано с особенностями учета. «Машины, которые поставлены на учет в ГИБДД, но уже фактически не существуют, например находятся на разборке или утилизированы, длительное время могут не сниматься с учета, а иногда и вовсе не снимаются. В качестве примера: в Москве больше миллиона стоящих на учете автомобилей устаревших моделей, вроде ВАЗ 2105 и ВАЗ 2106, которых мы на улицах не видим, но они числятся. На дорогах подобные если и попадаются, то обычно это машины из регионов», — объясняет он. Однако даже со всеми погрешностями становится очевидно, что заметная часть водителей ездит без ОСАГО.