Ежедневно из самых разных стран приходит информация о разработке вакцин от коронавируса SARS-CoV-2. О клинических испытаниях уже заявили в России, США, многих странах ЕС и в Китае. То и дело слышны разговоры о скором начале массовой вакцинации и о том, что окончательная победа над болезнью возможна лишь после этого. Так ли это? Насколько безопасны вакцины? Как скоро можно будет принимать решения о вакцинации и как в принципе создаются современные вакцины? В этих вопросах нам помог разобраться заведующий сектором кафедры вирусологии биологического факультета МГУ Николай Никитин.
— Давайте начнем с коронавирусов в целом. Почему до сих пор не существовало вакцины от них?
— Никто не предполагал, что от них нужно вообще разрабатывать вакцины, потому что коронавирусы являются для человека сезонными инфекциями по типу гриппа. Суть сезонных респираторных заболеваний в том, что через неделю все проходит. Поэтому разрабатывать вакцину от таких инфекций смысла нет. Но в 2002 году появился SARS, или атипичная пневмония, в 2012-м — MERS. Это уже коронавирусы, которые пришли от животных. И оказалось, что в отличие от респираторных коронавирусов они чаще вызывают тяжелые инфекции нижних дыхательных путей. Когда появился SARS, начали разрабатывать вакцину, но уже в 2003 году эта инфекция сама собой прекратилась.
— Почему она прекратилась, если вакцина так и не была изобретена?
— В связи с особенностями коронавируса. Он плохо передавался от человека к человеку. Заболевших изолировали в медучреждениях либо они умирали — кому как повезет. Потом, когда вирус ушел, программы по разработке перестали финансировать. Хотя некоторые компании даже вышли на первые стадии клинических испытаний.
MERS, который появился в Саудовской Аравии в 2012 году, был более патогенным. У него была выше летальность — умирало 35 процентов пациентов (от SARS — восемь процентов). Но MERS заразились всего около двух тысяч человек. Этот вирус никуда не пропал, его единичные случаи фиксируются каждый год. Сейчас об этом заболевании уже знают и быстро помещают заболевших на карантин, и за последние годы никто от него не умирал. Поскольку вирус MERS существует, от него разрабатывают вакцину. Разрабатывать ее начали практически сразу, в 2012 году. Я знаю о двух вакцинах от MERS — нашего Института эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи и одной американской компании. Обе вакцины находятся на второй стадии клинических испытаний. Все идет своим чередом, по стандартным протоколам. И до момента, когда вакцины выйдут на рынок, должно пройти еще от трех до пяти лет. Это к тому, как долго разрабатываются вакцины.