Жизнь не по средствам ведет к сокращениям

6 июля 2020, 00:00
Сергей Степанов занял пост генерального директора «ВСМПО-Ависмы»

В «ВСМПО-Ависме», крупнейшем в мире производителе титана, — очередная смена генерального директора: 2 июля корпорация сообщила о назначении на этот пост Сергея Степанова. Последние семь лет он занимал пост вице-президента и руководителя угольного дивизиона в «Евразе».

Сергей Степанов сменил Максима Кузюка, который с момента отставки Михаила Воеводина, состоявшейся 6 мая, исполнял обязанности генерального директора.

Максим Кузюк пришел в ВСМПО осенью прошлого года на должность заместителя генерального директора по развитию. До этого в течение почти десяти лет он являлся генеральным директором в различных компаниях: в 2011–2012 годах это был «Ижмаш» (входит в концерн «Калашников», где «Ростех», как и в «ВСМПО-Ависме», владеет блокпакетом), потом, до 2016-го, руководил холдингом «Технодинамика» — тоже из периметра «Ростеха», а затем — АО РТИ (контролируется АФК «Система»). Это позволяет предположить, что и в корпорацию «ВСМПО-Ависма» он приходил с прицелом на кресло генерального директора.

Впрочем, против этой версии может свидетельствовать тот факт, что в середине апреля полномочия Михаила Воеводина как генерального директора были продлены на три года.

Тем не менее 6 мая корпорация объявила: г-н Воеводин покидает компанию, чтобы сосредоточиться на личных проектах, а исполнять его обязанности станет Михаил Кузюк. В корпоративном сообщении о кадровых перестановках последний был представлен как антикризисный менеджер.

Из-за эпидемии коронавируса существенно снизились объемы авиаперевозок, а с ними упало и число заказов на новые самолеты, что потянуло за собой уменьшение потребления продукции «ВСМПО-Ависма» со стороны мировых авиакомпаний, которым корпорация поставляет полуфабрикаты из титана и его сплавов для изготовления деталей самолета. В связи с этим в середине апреля корпорация пересмотрела производственную программу и сообщила, что сокращает объем производства титановой продукции в текущем году почти наполовину — на 47%, а также переносит на более поздний срок реализацию инвестиционных проектов. Сотрудникам предложили рассмотреть возможность работать по графику укороченной рабочей недели. «Можно, конечно, держаться несколько месяцев в прежнем состоянии и, делая вид, что проблемы не существует, жить не по средствам. Но потом наступит момент, когда сокращение численности станет неизбежностью», — заявлял тогда еще генеральный директор Михаил Воеводин.

Пришедший на его место Михаил Кузюк был более категоричен: на встрече с трудовым коллективом 17 июня он допустил, что производство может быть и вовсе остановлено, если компания не получит новые заказы. Это его заявление уже на следующий день было дезавуировано акционерами корпорации. В опубликованном сообщении они подчеркнули, что «данный комментарий является личным мнением Максима Кузюка, не имеющим отношения к действительности» и что «возможность приостановки производственных процессов никогда не рассматривалась акционерами». Примечательно, что на следующий день, 19 июня, «Евраз» сообщил об уходе из компании Сергея Степанова.

Михаил Воеводин стал генеральным директором ВСМПО в 2009 году, после того как структура «Ростеха» выкупила контрольный пакет корпорации у Владислава Тетюхина и Вячеслава Брешта. К тому моменту они, хотя и выиграли корпоративную войну с Виктором Вексельбергом, не смогли устоять перед скромным обаянием Сергея Чемезова, который в ходе переговоров апеллировал к государственным интересам. Мол, такое стратегически важное предприятие негоже держать в частной собственности, тем более что всегда есть опасность недружественного поглощения. Сумма сделки официально не разглашалась, но впоследствии стало известно, что Владислав Тетюхин продал свой пакет ниже рыночной стоимости.

Впрочем, «Ростех», ставший в итоге владельцем 66% акций «ВСМПО-Ависмы», недолго держал у себя контрольный пакет и в 2012 году сократил его до блокирующего, продав остальное консорциуму инвесторов — в их числе тот же Михаил Воеводин и Михаил Шелков, которого называют одним из ключевых игроков в команде Чемезова. Причем сделка была структурирована таким образом, что новые акционеры заплатили наличными не всю сумму, взяв на себя долги «Ростеха» перед Сбербанком (495 млн долларов) и ВТБ (около 300 млн), образовавшиеся в процессе выкупа бумаг у Брешта и Тетюхина. Собственно деньгами было выплачено порядка 180 млн долларов.

Контролирующим акционером «ВСМПО-Ависмы» на рынке сейчас считают Михаила Шелкова: помимо пакета «Ростеха» акции скупались и у миноритариев. Для сделки с «Ростехом» были привлечены заемные средства, а отдавать их новые акционеры планировали из полученных от деятельности «ВСМПО-Ависмы» дивидендов. И действительно, если по итогам 2011 года акционерам «ВСМПО-Ависмы» выплатили в виде дивидендов чуть более 305 млн рублей, то уже по итогам 2012-го выплаты увеличились на порядок — до 3,2 млрд.

И впоследствии корпорация платила от 45 до 99,99% чистой прибыли своим акционерам. Таким образом, начиная с 2012 года акционеры «ВСМПО-Ависмы» и «Ростех», владеющий государственным пакетом корпорации, получили в общей сложности более 105 млрд рублей — примерно 1,5 млрд долларов по нынешнему курсу.