Курьерам Delivery Club, снующим повсюду и разносящим горячую пиццу и прочую еду из ресторанов и магазинов, с недавних пор прибавилось работы, а содержимое их зеленых коробов с изображением страуса стало не только съедобным — теперь это может быть смартфон или планшет, соковыжималка или выпрямитель для волос из интернет-магазина Svyaznoy.ru, принадлежащего технологическому ритейлеру «Связной». Клиент получит заказанную технику, как обед, через 30 минут после заказа, главное, чтобы товар весил не более 10 кг и пеший курьер мог его донести. «Так мы стараемся удовлетворить сиюминутный спрос и желание клиента, когда “хочу этот телефон прямо сейчас”», — пояснил смысл нововведения директор департамента развития продуктов электронной коммерции «Связного» Алексей Антропов.
О договоре «Связного» с сервисом доставки еды Delivery Club было объявлено в конце июня, а в начале того же месяца «Связной» анонсировал начало продаж бытовой техники наряду с мобильными устройствами, то есть выход в новый для себя сегмент рынка. В целом же эти шаги свидетельствуют о реализации стратегии, нацеленной на борьбу за лидерство на тесном рынке онлайн-продаж бытовой техники и электроники. Пока «Связной», имеющий 3500 магазинов в 1200 городах России, предлагает опцию экспресс-доставки только жителям двенадцати районов Москвы, но планирует расширить географию и осуществлять доставку во всех городах присутствия и присутствия Delivery Club. Последний работает в 70 городах страны, и для армии его курьеров неважно, какой товар разносить, были бы заказы, на которых можно заработать.
Кто доставит быстрее
Тренд на ускорение доставки в онлайн-продажах начал активно набирать обороты в период пандемии и ограничительных мер, поддержали его и продавцы электроники и техники. Так, компания «Ситилинк» обещает в пределах Москвы и области доставку в течение трех часов с момента подтверждения заказа оператором, а «М.Видео» с мая этого года начала выполнять онлайн-заказы через два часа, причем в нескольких десятках городов, где присутствует сама компания и ее партнер — служба доставки Gett Delivery. И вот теперь гонку со временем решил возглавить «Связной».
По мнению экспертов, экспресс-доставка сама по себе мало что даст «Связному» в плане конкуренции на рынке онлайн-торговли техникой. По оценке Юлианы Гордон, основателя школы e-commerce iWengo, такая срочная покупка техники нужна лишь 5–10% клиентов, то есть это вовсе не массмаркет. «Есть плановая покупка техники, а есть спонтанная, эмоциональная, когда скидки или срочно нужен подарок. Однако срочный подарок из разряда сложной электроники — это нерабочий сценарий, а вот спонтанная покупка мелких девайсов — это реальная история, но она не распространяется на многочисленную группу», — полагает эксперт. Это мнение разделяет партнер компании «НЭО Центр» Алексей Волостнов, отмечая, что хотя услуга экспресс-доставки техники из онлайн-магазинов в день заказа пользуется популярностью у клиентов, все же более важными факторами остаются цена, дополнительные предложения и бонусы, и вряд ли возможен качественный рост «Связного» в отвоевывании доли рынка только за счет быстрой доставки.