На своем сайте травматолог-ортопед Андрей Худошин из Нижнего Новгорода, отвечая на вопрос, какой эндопротез лучше, говорит, что каждый хорош по своему при условии, что речь идет об изделиях известных фирм-производителей с мировым именем. Рекомендация врача понятна и отвечает предложению на российском рынке, где господствует импорт. Например, эндопротезы тазобедренного сустава на 95% представлены зарубежными марками, среди которых и мировые лидеры — Zimmer Biomet, DePuy, Stryker (США), Smith & Nephew (Великобритания). Все бы ничего, но тотальная зависимость от импорта в столь важном сегменте здравоохранения однажды уже показала свою «темную сторону»: в 2015 году из-за девальвации рубля цены на зарубежные эндопротезы резко выросли, а объемы госзакупок эндопротезов и количество операций по их установке в рамках системы ОМС, соответственно, снизились.
Именно тогда московская компания «Трек-Э Композит» приступила к организации промышленного производства эндопротезов крупных суставов, а также медицинских инструментов для их установки. В 2016 году она заключила соглашение с ВНИИ неорганических материалов имени академика А. А. Бочвара, входящего в состав Топливной компании «Росатома» ТВЭЛ, получив от партнера площади в аренду, а со своей стороны предоставив технологии изготовления эндопротезов. Разработками компания занималась с 2002 года, а в 2008 году уже провела все необходимые испытания и получила удостоверение Росздравнадзора на их применение. Помощь проекту, в который вложено 670 млн рублей, также оказал Фонд развития промышленности, предоставив льготный заем в 300 млн рублей.
Неделю назад компания объявила о готовности к серийному производству комплектов эндопротезов цементной и бесцементной фиксации, планируя выпустить до 8000 изделий в текущем году, а к 2022-му довести ежегодный выпуск до 25 тыс. штук. Учитывая, что все отечественные производители выпускают не более 10 тыс. эндопротезов в год, а операций по эндопротезированию крупных суставов (тазобедренного и коленного) ежегодно в России проводится порядка ста тысяч, при этом потребность как минимум в два раза выше, речь идет об амбициозных планах. Компания претендует на четверть рынка, объем которого в стоимостном выражении составляет около 100 млн долларов.
Родина эндопротезирования
Еще в 1959 году профессор Константин Сиваш провел первую операцию тотального эндопротезирования тазобедренного сустава, а в 1971-м лицензию на право изготовления эндопротеза у СССР купили США. Между тем попытки наладить производство эндопротезов в нашей стране не увенчались успехом, а зарубежный рынок эндопротезов рос и наполнялся разными модификациями изделий: для тазобедренных, коленных, локтевых, челюстных и прочих суставов, имеющихся в теле человека. Став законодателями этого рынка, зарубежные бренды установили и такое правило: бесплатно предоставлять клиентам необходимый инструментарий, а это несколько чемоданов с десятками инструментов и деталей, каждый комплект в среднем рассчитан на проведение 50 операций в год. Российский бизнес, включившись в производство эндопротезов только в этом столетии, отстает от мировых лидеров. Причем речь идет об эндопротезах только тазобедренного сустава, а, например, вторые по объему спроса коленные протезы даже в «Трек-Э Композите» рассматривают лишь как возможную перспективу, поскольку их никогда не выпускали в России и нет технологии производства, не говоря о сложном и многочисленном инструментарии для их установки.