В начале июля в Совете федерации состоялись парламентские слушания «О коммерциализации космической деятельности: проблемы и перспективы». Еще раньше стало известно, что наблюдательный совет Роскосмоса 26 мая рассмотрел новую редакцию стратегии развития госкорпорации на период до 2025 года и на перспективу до 2030-го и принял решение о ее дальнейшей доработке. Но где за лесом многочисленных нормативно-правовых документов и долгосрочных планов спряталось дерево государственно-частного партнерства, на котором и должны созреть плоды космических продуктов и услуг?
В мире в последние два десятилетия возобладала тенденция вовлечения в космическую деятельность частных компаний для решения задач, которые раньше решались государственными механизмами. Причиной стала диверсификация космической деятельности и потребность на государственном уровне переложить часть затрат на частный сектор с целью оптимизации бюджетных расходов. Частный бизнес, со своей стороны, стремится освоить или создать новые рынки, конкурентные продукты и услуги. В США привлечение частников к решению государственных задач было закреплено на уровне стратегии в начале 2000-х, затем, уже в следующем десятилетии, оно нашло отражение в космической политике Китая, ЕС, Японии и недавно продекларировавшей такой курс Индии. В Китае в 2016 году была принята Белая книга по космической деятельности, а в Индии политика привлечения частного сектора в космос была провозглашена на правительственном уровне в мае этого года и уже отражена в проекте нового закона о космосе.
Так как космическая деятельность в России в соответствии с Конституцией находится в ведении государства, то логично рассмотреть, как вообще на уровне нормативно-правовых документов определяется коммерциализация космической деятельности и стоит ли в принципе перед органом, отвечающим за космос в нашей стране, такая задача.