К полетным испытаниям готов первый беспилотный летательный аппарат (БПЛА) самолетно-вертолетного типа на водородных топливных элементах (ТЭ). Аппарат создан совместными усилиями ученых и разработчиков компаний «Морфинг технолоджис», «ИнЭнерджи» и НТИ «Новые и мобильные источники энергии» при Институте проблем химической физики (ИПХФ) РАН. Наземные испытания перспективного изделия завершены, и если бы не коронавирус и связанные с ним ограничения, то конвертоплан полетел бы еще летом. Теперь, если не будет форс-мажора, аппарат, по словам главы компании «Морфинг технолоджис» Евгения Ерхана, поднимется в воздух уже осенью.
Парадокс в том, что он сам и его команда, создавшая этот конвертоплан, фактически сидят на чемоданах и готовы уехать в Канаду, считая, что в России рынка для их изделия нет и в ближайшее время не появится.
Что за бабочка
Область применения автономного конвертоплана на водородных ТЭ — решение задач аэрофотомониторинга в различных сферах экономической деятельности, поясняет Евгений Ерхан. Размах крыльев аппарата — четыре метра, масса — 15–25 килограммов, полезная нагрузка — около пяти килограммов, время полета — свыше шести часов, максимальная дальность — более 500 километров. Схема классическая, двухбалочная. На конвертоплан устанавливается четыре подъемных двигателя, которые используются при вертикальном взлете и посадке, и один маршевый электродвигатель, который обеспечивает полет по горизонтали, то есть по самолетной схеме.
Названия у изделия пока нет, что объясняется суеверием: нельзя давать имя аппарату, пока он полностью не построен и не встал на крыло. «Есть же примета — не давать имя малышу, пока он не родился, — поясняет Евгений Ерхан. — В то же время можно сказать, что оно наверняка будет вполне мирным. Например, свои первые конвертопланы, выполненные по традиционной схеме и работающие на литий-ионных батареях, мы назвали “Аргус”. Это такой вид бабочек, вполне себе мирные и симпатичные существа».
Одно из главных преимуществ аппарата на водородных ТЭ перед аппаратом с традиционным двигателем внутреннего сгорания (ДВС) — при его работе полностью отсутствуют шум и вибрация, поэтому не требуется установки разного рода стабилизирующих устройств. А после полета при обработке полученной информации не нужно редактировать результаты съемки, поскольку нет искажений. Кроме того, в варианте с водородными ТЭ можно реализовать схему «одной кнопки» (one button system), когда одним нажатием все «включается и полетело». Вроде бы мелочь, но этот параметр имеет значение, считает разработчик. «Вы закладываете полетную компьютерную программу, приезжаете на место, и включением одной кнопки аппарат готов к работе и делает ее полностью в автоматическом режиме», — поясняет Евгений Ерхан.