Александр Ивантер первый заместитель главного редактора «Монокль» 28 сентября 2020, 00:00
Рынок тяжелого машиностроения глобален. Чтобы отвоевать свои ниши внутри и вне России, Электростальский завод тяжелого машиностроения входит в кооперацию с европейскими фирмами, заимствуя современные инженерные подходы и ноу-хау
Олега Сердечникова
Генеральный директор Электростальского завода тяжелого машиностроения Владимир Зарудный
Читайте Monocle.ru в
Первый за последние шестьдесят лет крупный проект модернизации металлургической отрасли затеян на Кубе. Электростальский завод тяжелого машиностроения (ЭЗТМ) получил заказ на переоснащение комбината Antillana de Acero (AdA). Подмосковные машиностроители поставят в пригород Гаваны сортовой прокатный стан, заменив стан 1970 года собственного производства. Старожил до сих пор работает, правда, качество продукции оставляет желать лучшего и эффективность невысока. Новый стан будет выпускать упрочненную строительную арматуру, востребованную, в частности, в высотном строительстве.
История с кубинским проектом эпична. Первые визиты на Остров Свободы представителей завода датированы 2013 годом. В 2015-м правительство РФ предоставило Кубе кредит в размере 100 млн долларов на модернизацию и расширению AdA. Ядро этой реконструкции — комплексная поставка ЭЗТМ нового прокатного стана 250 и нагревательной печи производительностью 40 тонн в час. Сумма контракта — 35 млн долларов.
IST, дочерняя итальянская инжиниринговая фирма ЭЗТМ помогала техническому офису ЭЗТМ разработать проект стана для Кубы с учетом опыта и ноу-хау европейских компаний. Проект стана переделывался неоднократно и был успешно защищен перед заказчиком в середине 2019 года. Получился необычный проект, симбиоз европейской и российской инженерной мысли.
Сейчас изготовление оборудования в завершающей стадии. Произведены и испытаны все группы клетей, 72-метровый холодильник, участок отделки проката с термоупрочнением и ножницами холодной резки. Правда, в моменте прерваны платежи, так как закончилось действие пятилетнего межправительственного соглашения с Кубой. Оно будет продлено до конца текущего года. А в первой половине следующего года электростальцы надеются приступить к шефмонтажу.
И это не единственный зарубежный заказ ЭЗТМ. В работе еще два — для Ирана и Индии. Иранский контракт на поставку трубного стана горячей прокатки был подписан в июне 2019 года в Тегеране. Изготовление оборудования идет полным ходом. ЭЗТМ планирует закончить отгрузку и приступить к шефмонтажу летом 2021 года.
В Индии партнером ЭЗТМ уже двадцать лет выступает Федеральный ядерный центр. В производстве один стан ХПТ-65 и четыре поменьше, ХПТ-32. Заказчик путем холодной прокатки будет получать трубы из сложных марок стали и сплавов для нужд атомной промышленности Индии.
По итогам нынешнего года доля зарубежных отгрузок в выручке электростальского завода превысит половину. Однако считать экспорт главным направлением в стратегии развития предприятия было бы упрощением.
Полная версия этого материала доступна только подписчикам
Читать материалы из печатного выпуска журнала в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Подписка за 0₽ в первый бесплатный месяц даёт доступ только к материалам выпусков, выходящих в течение этого месяца. Если вам нужен полный доступ к архиву, подписывайтесь на любой онлайн доступ от 390 рублей.