Александр Ивантер первый заместитель главного редактора «Монокль» 28 сентября 2020, 00:00
Рынок тяжелого машиностроения глобален. Чтобы отвоевать свои ниши внутри и вне России, Электростальский завод тяжелого машиностроения входит в кооперацию с европейскими фирмами, заимствуя современные инженерные подходы и ноу-хау
Олега Сердечникова
Генеральный директор Электростальского завода тяжелого машиностроения Владимир Зарудный
Первый за последние шестьдесят лет крупный проект модернизации металлургической отрасли затеян на Кубе. Электростальский завод тяжелого машиностроения (ЭЗТМ) получил заказ на переоснащение комбината Antillana de Acero (AdA). Подмосковные машиностроители поставят в пригород Гаваны сортовой прокатный стан, заменив стан 1970 года собственного производства. Старожил до сих пор работает, правда, качество продукции оставляет желать лучшего и эффективность невысока. Новый стан будет выпускать упрочненную строительную арматуру, востребованную, в частности, в высотном строительстве.
История с кубинским проектом эпична. Первые визиты на Остров Свободы представителей завода датированы 2013 годом. В 2015-м правительство РФ предоставило Кубе кредит в размере 100 млн долларов на модернизацию и расширению AdA. Ядро этой реконструкции — комплексная поставка ЭЗТМ нового прокатного стана 250 и нагревательной печи производительностью 40 тонн в час. Сумма контракта — 35 млн долларов.
IST, дочерняя итальянская инжиниринговая фирма ЭЗТМ помогала техническому офису ЭЗТМ разработать проект стана для Кубы с учетом опыта и ноу-хау европейских компаний. Проект стана переделывался неоднократно и был успешно защищен перед заказчиком в середине 2019 года. Получился необычный проект, симбиоз европейской и российской инженерной мысли.
Сейчас изготовление оборудования в завершающей стадии. Произведены и испытаны все группы клетей, 72-метровый холодильник, участок отделки проката с термоупрочнением и ножницами холодной резки. Правда, в моменте прерваны платежи, так как закончилось действие пятилетнего межправительственного соглашения с Кубой. Оно будет продлено до конца текущего года. А в первой половине следующего года электростальцы надеются приступить к шефмонтажу.
И это не единственный зарубежный заказ ЭЗТМ. В работе еще два — для Ирана и Индии. Иранский контракт на поставку трубного стана горячей прокатки был подписан в июне 2019 года в Тегеране. Изготовление оборудования идет полным ходом. ЭЗТМ планирует закончить отгрузку и приступить к шефмонтажу летом 2021 года.
В Индии партнером ЭЗТМ уже двадцать лет выступает Федеральный ядерный центр. В производстве один стан ХПТ-65 и четыре поменьше, ХПТ-32. Заказчик путем холодной прокатки будет получать трубы из сложных марок стали и сплавов для нужд атомной промышленности Индии.
По итогам нынешнего года доля зарубежных отгрузок в выручке электростальского завода превысит половину. Однако считать экспорт главным направлением в стратегии развития предприятия было бы упрощением.
Полная версия этого материала доступна только подписчикам
Читать материалы из печатного выпуска журнала в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Подписка за 0₽ в первый бесплатный месяц даёт доступ только к материалам выпусков, выходящих в течение этого месяца. Если вам нужен полный доступ к архиву, подписывайтесь на любой онлайн доступ от 390 рублей.