«Мусорная» реформа не может съехать со свалки

5 октября 2020, 00:00

Анализ реализации реформы в сфере обращения отходами, который провела Счетная палата РФ, показывает, что кардинально здесь ничего не изменилось: 90% мусора в стране просто вывозится на полигоны, а уровень его переработки составляет только 7%. Инфраструктуры для сортировки и переработки мусора недостаточно, введение новых мощностей отстает от плана.

ДОНАТ СОРОКИН/ТАСС
«Мусорная» реформа пока не привела к качественным изменениям, только вывоз мусора на полигон теперь обходится населению существенно дороже
Читайте Monocle.ru в

По-прежнему действует множество несанкционированных свалок: за прошлый год соответствующие органы выявили порядка 30 тыс. таких объектов общей площадью свыше 13 тыс. гектаров.

«К сожалению, ситуация с отходами в России в настоящее время неблагополучна. Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами пока не сформирована», — констатирует аудитор Счетной палаты Михаил Мень.

Чаще всего, говоря о «мусорной» реформе, указывают, что она стартовала в январе 2019 года, когда был подписан указ президента о создании Российского экологического оператора (РЭО), а в части регионов заработали региональные операторы, и с того же года кратно выросли платежи населения за мусор.

Думается, что правильнее было бы начинать отсчет если не с 1998 года, когда был принят Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», то как минимум с 2014-го, когда внесенные в него изменения поменяли принципиальную схему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

До 2014 года мусор оставался в зоне ответственности муниципалитетов, которые выделяли земельные участки под размещение отходов. Мусорный бизнес был коррумпирован и криминализирован. Исправить ситуацию попытались, подняв уровень ответственности: с муниципального к субъектам федерации — и обязав губернаторов разработать территориальную схему обращения с отходами, которая учитывала бы, где, сколько и каких отходов образуется, кто занимается их вывозом, переработкой и захоронением. Под эту деятельность должны были создать компании — региональные операторы. Предполагалось, что новая система начнет работать с 2016 года. Не успели. Новый старт был назначен на 2019-й, но и к нему далеко не всех регионах были подготовлены территориальные схемы и созданы региональные операторы. Тем не менее перешли на новую систему, а отстающие подтягивались по ходу дела, разрабатывая территориальные схемы и привлекая региональных операторов.

Одна из главных задач РЭО — создать федеральную схему обращения с отходами, однако и она пока не утверждена, а существующий проект, по мнению руководителя токсического отдела Greenpeace в России Алексея Киселева, «представляет собой компиляцию региональных территориальных схем по обращению с отходами». Он отмечает, что из-за этого проект федеральной схемы не отвечает главной цели «мусорной» реформы — созданию современной отрасли по обращению с ТКО, где во главе угла не захоронение отходов на полигоне, а их переработка.

Зато удалось существенно увеличить размер платежей, собираемых с населения: они выросли в разы, а в отдельных регионах и в десятки раз.

При этом, согласно отчету Счетной палаты, размер этих платежей существенно различается даже в сопоставимых районах. Так, тарифный диапазон на услуги региональных операторов в 2019 году составлял от 244 до 1411 рублей за кубометр.

По подсчетам аналитиков международной аудиторско-консалтинговой сети Finexpertiza, проведенным в начале прошлого года, в сумме население страны заплатит за услуги по обращению с отходами около 180 млрд рублей в год.

При этом в отчете Счетной палаты указано, что необходимый объем финансирования для создания инфраструктуры обращения с ТКО составляет 428 млрд.

Даже с учетом того что платежи с населения собираются не в полном объеме (76% в первом полугодии 2020 года), это существенные суммы относительно объема инвестиций, необходимого для появления в стране нормально функционирующей отрасли по обращению с отходами. Однако львиная доля мусора все еще вывозится на свалки. То есть за ту же самую услугу (вывоз мусора на полигон), которая оказывалась и пять, и десять лет назад, граждане платят сегодня значительно больше, но при этом никаких ощутимых, качественных изменений не происходит.