Саммит несогласных

5 октября 2020, 00:00
EPA/OLIVIER HOSLET / POOL/ТАСС
По итогам саммита персональные санкции против Александра Лукашенко введены не были

В Брюсселе со второй попытки прошел саммит лидеров стран — членов Евросоюза. Главы государств должны были собраться неделей ранее, но встречу на высшем уровне перенесли — под предлогом того, что у охранника председателя Европейского совета Шарля Мишеля обнаружили коронавирус. Выслушать мнение ничего не решающего на встрече председателя Евросовета по видеосвязи якобы не догадались и взяли паузу. Как и следовало ожидать, Шарль Мишель оказался жив и здоров, что позволило злым языкам сделать вывод о провале предварительных переговоров неделей ранее.

Итоги первого дня переговоров лишь подтвердили версию о разногласиях между главами государств ЕС: встреча затянулась далеко за полночь. Ранее Евросоюз уже споткнулся о вето Кипра при попытке ввести санкции против белорусского руководства: взамен Никосия потребовала ввести санкции против Турции, ведущей геологоразведочные работы на ее шельфе. Компромисс, принятый в результате, выглядит следующим образом: Турции пригрозили введением санкций в случае продолжения неподобающего поведения, а Александр Лукашенко избежал персональных санкций. За белорусские президентские выборы, результаты которых ЕС считает сфальсифицированными, и за жестокие разгоны демонстрантов ответят 40 белорусских чиновников: им запрещен въезд в ЕС, а их активы на территории Евросоюза будут заморожены.

Президент Франции Эммануэль Макрон на брифинге по итогам первого дня саммита заявил, что таким образом Евросоюз хочет сохранить диалог с Минском. «ЕС призывает Лукашенко согласиться на диалог через ОБСЕ, принять меры по установлению доверия, освободить политических заключенных, особенно бывших кандидатов в президенты», — сказал Макрон. В отличие от ЕС Великобритания и Канада ввели санкции против Александра Лукашенко и его старшего сына Виктора. Ранее Вашингтон вел переговоры о согласовании совместного пакета санкций против белорусского руководства с Великобританией и Канадой, но в итоге отказался от персональных санкций в отношении Лукашенко и членов его семьи. Учитывая способность Лукашенко моментально менять геополитическую ориентацию, возможно, ЕС и Вашингтон не так уж и наивны.

Вторая часть саммита была посвящена внутренним проблемам ЕС — «нарушению рядом стран-членов норм, ценностей и принципов правового государства». Речь идет прежде всего о Венгрии, Польше и о примкнувшим к ним Чехии и Словакии (Вышеградская группа). Эти страны, по мнению Парижа, Берлина и Брюсселя, саботируют целый ряд решений и рекомендаций ЕС в области права, свободы СМИ, миграционной политики и прав ЛГБТ-сообщества. Перед саммитом даже прозвучали угрозы в адрес стран Восточной Европы: их могут лишить субсидий из общей казны ЕС.

В момент, когда этот номер готовился к сдаче в печать, итогов второго дня саммита еще не было. Однако можно предположить, что страны Вышеградской группы отделаются очередным «последним китайским предупреждением». Механизм принятия решений внутри ЕС, при котором вето одной страны блокирует принятие любого решения, делает организацию откровенно недееспособной в области внешней политики. Что же касается попыток призвать к порядку членов Евросоюза, то, как давно выяснилось, внутри организации попросту отсутствуют механизмы принуждения. Раз за разом надежды на то, что виновные страны, подобно гоголевской унтер-офицерской вдове, сами себя высекут, не оправдываются.