Иван Сорокин — из династии педагогов в четвертом поколении. Его мама организовала первый домашний детский сад «Рыбка-улыбка» в 1985 году в Хабаровске. В детстве Иван, а затем и его сестра были воспитанниками такого сада. Позднее развитие сети домашних детских садов Smile Fish стало семейным делом.
Идея садиков Сорокиных не нова и заключается в том, чтобы создать пространство, где каждый ребенок будет чувствовать себя уютно и комфортно, как дома. Однако далеко не многим предпринимателям и энтузиастам удалось ее реализовать на практике.
В настоящее время в России рынок частных детских садов почти не развит — их менее пяти процентов от общего количества дошкольных учреждений, поэтому развивать его, по мнению Ивана Сорокина, можно бесконечно. Во-первых, сегодня родители стремятся дать своим детям лучшее, задумываясь о многостороннем раннем развитии. Во-вторых, в стране сохраняется дефицит государственных детских садов — в них записываются в очередь сразу же после рождения ребенка. Поэтому многие родители решаются отдать ребенка в частный детский сад.
Сеть Smile Fish развивается в формате домашних детских садов — подобное в нашей стране возможно в рамках национального проекта «Демография» (спецпрограмма помощи занятости женщинам в организации дошкольных групп в своей квартире). То есть официально это вовсе и не детский сад, для которого требуется отдельно стоящее помещение с отдельным входом и многое другое, а услуги присмотра и ухода за детьми в домашних квартирах. В этом и заключается основное конкурентное преимущество Smile Fish — организовать такие точки проще, чем крупные детские сады, и затраты на них ниже.
За минувший год сеть домашних детских садов Smile Fish, которая развивается по франчайзинговой схеме, заработала 134 млн рублей выручки и выросла вдвое — с 25 до 50 детсадов, большая часть которых сосредоточена в Москве. По собственным данным компании, Smile Fish сегодня приближается к пятерке ведущих частных игроков на рынке — прежде всего это компании «Бэби-клуб», Sun School, а в своем сегменте домашних детских садов уже является лидером рынка — в нашей стране нет сетей, которые могли бы похвастаться подобным количеством локаций. Амбиции Ивана Сорокина и вовсе высоки: через пять лет он намерен открыть тысячу детских садов. В интервью «Эксперту» он рассказывает о собственной модели построения сети домашних садов, причинах масштабирования бизнеса и о необходимости реформирования дошкольного образовательного процесса в России.
— В чем ключевая идея ваших детских садов?
— Мы восстанавливаем традиции, историю и фундаментальные ценности, на которых строилась вся наша страна. Они очень простые, только их забыли. Многие современные родители мечтают об образовании детей, стремятся дать им больше знаний, постоянно экспериментируют. И у нас постоянно спрашивают, готовим ли мы в своей организации детей к школе, хотя малышу может быть всего три года. И тогда мы просим мам и пап: «Пожалуйста, не лишайте своего ребенка детства. Пусть он в песочнице посидит немножко. Не мешайте ему, дайте возможность побыть ребеночком, хорошим человеком». Мы считаем, что в дошкольный период важнее бережное отношение к здоровью, развитию личности, когда малыш просто учится чувствовать самого себя.
На примере своей компании Smile Fish мы стремимся показать, что первично воспитание, а образование вторично — и это основа концепции наших детских садов. Сегодня знания перестали быть ценностью. Они быстро устаревают, становятся слишком доступными. Спросите меня о чем угодно, и я сейчас все прогуглю. Например, Куликовская битва — о, 1380 год. Как добывают каучук? Вот так, посмотрите. (Показывает картинку.) Где изобрели порох? В Китае. Еще недавно получение этих ответов занимало время, требовалось специально идти в библиотеку. А сейчас все находится за минуту.
Раньше знания были доступны лишь священнослужителям. Они много читали, переводили священные тексты и передавали свои знания другим. Но ключевая идея мудрецов была не научить людей читать и писать, что несложно — сегодня даже маленьких детей учат читать за месяц, а передать фундаментальные ценности. Они говорили: как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай. Почитай отца и мать твою, чтобы продлились дни жизни твоей. Не прелюбодействуй и прочее. Они делились опытом и, по сути, учили жизни. Стремились, чтобы каждый человек осознавал себя целостной личностью.
А сегодня нас пичкают только знаниями. Молодые мамы заходят в интернет, слушают разных блогеров и радуются: «О, ментальная арифметика!», «О, космический песок!», «О, билингвальный детский сад!» Те, кто хочет заработать, начинают спекулировать этими понятиями. Громкое название хорошо продается. Вопрос: а какого человека мы воспитаем? Вот я смотрю на своего сына Федора, ему сейчас два года. И что значит образование для моего Федора? Мне вообще неважно, чему его учат прямо сейчас. Главное — увидеть картину, каким он будет в тридцать лет, когда человек уже состоялся.
— И каким вы хотите видеть своего сына в будущем?
— Прежде всего я хочу, чтобы он вырос цельной личностью. Мы должны воспитать гармоничного, счастливого и успешного человека. И успех здесь не связан с деньгами. Это сбалансированный и ответственный за свои поступки человек, это значит, что он хорошо воспитан. Следовательно, он будет уважать своих родителей, любить жену, внимательно относиться к детям, вкладываться в семью. С навыками коммуникации он станет хорошим другом, построит взаимоотношения в обществе и прочее. Это и есть фундаментальное образование.
Колесо ценностей
— На чем конкретно базируется ваша образовательная система?
— В своей работе мы исходим из единства восьми направлений. Это своего рода колесо ценностей, где необходима каждая спица. К примеру, одно из ключевых наших направлений — дружба, следующее — семья. Конечно, это совсем разные виды ценностей, но есть то, что их объединяет: человеческие отношения. Социальные психологи утверждают, что на 80 процентов ощущение счастья зависит от того, как люди общаются друг с другом.
Или, например, для нас важна тема здоровья детей. С этой темой связана ценность правильного питания, так как даже маленький ребенок должен понимать, какая еда вредная, а какая приносит пользу. Важна ценность физического развития, спорта. Помните, как в Древней Греции все были атлетами, постоянно тренировались. Как говорится, в здоровом теле здоровый дух. Ребенок должен быть физически развит, это очень важно. Но смущает следующее: когда дети попадают в начальную школу, что с ними происходит? Они начинают носить огромные тяжелые рюкзаки, постоянно сидят за партами, мало двигаются — это не просто портит осанку, но и оставляет последствия на всю жизнь, убивается физическое здоровье. Зачем?
Другая ценность — творчество. Причем я считаю первоочередным музыкальное развитие. Если посмотреть на высшее общество Российской империи, да и других стран, то игра на музыкальных инструментах не считалась чем-то выдающимся. В старых фильмах любой человек мог сесть за рояль и сыграть какое-либо произведение. Это важно, потому что создает определенное эстетическое восприятие мира. Человек, когда слышит классическую музыку, духовно наполняется. Он замечает прекрасное. У него работают оба полушария. Он более уравновешен.
Ответственность, способность отвечать за свой поступок — еще одна наша ценность. Сегодня многие дети, когда что-то натворят, говорят: «Ой, а это не я сделал, это кто-то». А мы с раннего детства формируем навык: раскидал игрушки — пойдем собирать. Ты обидел — пойдем разбираться, просить прощения. Во взрослой жизни некоторые тоже разводят руки: «Я звонил — не дозвонился». Это же безответственность. Или жалуются: «Моя презентация никому не понравилась». А что ты сделал, чтобы ее улучшить? Вот позиция ответственности, когда в чем-то приходится переступать через себя.
Поэтому следующая ценность — поиск знаний. Детям следует прививать навык способности саморазвития. Не знания делают человека человеком, а поиск знаний. Не нужно говорить «я не знаю», а нужно думать, где узнать, у кого спросить, с кем посоветоваться. Ты не должен быть умнее всех. Это нормально, когда не все знаешь. Да этого и не требуется. Сегодня достаточно, к примеру, просто иметь смартфон. Но человек должен не просто находить новые знания, но, главное, уметь их применять в жизни.
И наконец, этикет, манеры, правила поведения в обществе. Сейчас любят говорить: «У меня характер такой». А на самом деле скажите, как это называется?
— Невоспитанность.
— Именно. Есть люди, которые вообще не здороваются. За границей так и говорят: «А мы знаем, что вы русские, потому что вы не здороваетесь». Но ведь это нормально — улыбаться и здороваться, это хороший тон. Мне кажется, мы единственная нация, которая радуется, что хорошо отдохнули в другой стране, если рядом не было русских. Сегодня многие дети озлоблены, они не знают, как себя вести со старшими. Попробуйте пройти мимо школы или зайдите на детскую площадку — там вообще слышен мат. А мы должны быть продолжателями настоящих русских традиций.
— А как вы это понимаете, учитывая, что Россия — многонациональная страна?
— Мы не связываем это с национальностью. Продолжателем русских традиций может быть и узбек, и казах, и француз. Это любой человек, который живет в России, принимает на себя ее историю, разделяет ценности и культуру нашей страны. Во всем мире говорят о русской литературе, о русском балете, о русских художниках, музыкантах, ученых. Но мы уже не являемся наследниками Российской империи, потому что за последние сто лет наша страна была разрушена три раза. Сейчас мы живем уже в другой стране, которая очень молодая. Конечно, мы обязаны создавать новые авторитеты, но нельзя забывать о наследии. Это все равно все наше. Мы должны проанализировать, к примеру, как так получилось, что в Российской империи девятнадцатый век выдал золотое поколение? Это была не генетика, а технология, которую мы можем с легкостью повторить.
— И как, по-вашему, можно повторить эту технологию?
— Приведу спортивный пример, потому что спорт всегда измерим. Там есть цель, определенные показатели и не бывает нескольких первых мест. В девяностых годах сборная Бельгии по футболу была ниже сотого места. Сегодня же это золотая сборная, самая дорогая в мире. Но большинство людей считают, что просто так звезды сошлись. Нет же, это чистая технология. Тренер Мишель Саблон, который переформатировал бельгийский футбол и вывел его на мировой уровень, стал работать не с взрослыми футболистами действующей сборной, а с детскими и юношескими школами. Он обратил внимание, что даже шестилетние дети играли в большой футбол, разбиваясь на команды по одиннадцать человек, на огромном поле. В результате среднестатистический ребенок за девяносто минут касался мяча всего две минуты. Это был изначально неправильно организованный тренировочный процесс. Как дети могут быть виртуозами с мячом, когда его не видят? В раннем возрасте гораздо важнее овладеть не тактическими знаниями, а технической стороной. Идея Саблона заключалась в том, чтобы дети постоянно взаимодействовали с мячом. Сначала они учились играть в командах по два человека на маленьком поле, затем поле увеличивали и расширяли количество игроков до шести, восьми и так далее. Сегодня эти дети, те же Эден Азар, Тибо Куртуа или Кевин де Брёйне, — лучшие футбольные игроки в мире. На мой взгляд, подобным образом можно переформатировать и весь образовательный процесс. Для этого не потребуется ста лет, достаточно лишь смены поколения в пятнадцать-двадцать лет.
Любовь и дисциплина
— Давайте поговорим о реформировании самого воспитательного процесса. Как вы себе это представляете?
— Все начинается с детского сада. Ребенок в среднем посещает его четыре года. Первое: нужно сделать так, чтобы в детских садах дети чувствовали себя комфортно. Там не должно быть «жести», как в советских садиках, когда ребенок описался, его поставили на стол, все на него показывают пальцем. Или ругают. Или заклеивают скотчем глаза.
— Да нет же, сейчас так не делают.
— Слушайте, делают так, что вы даже не представляете. У нас много этих историй, я могу рассказать, но не буду. Если ребенок не может сходить в детском саду в туалет — стесняется или боится, а подобное происходит сплошь и рядом, — значит, что-то случилось. Может быть, его осудили или посмеялись над ним. А к ребенку со стороны воспитателей должно быть бережное отношение — как к своему, по-доброму, с принятием. Ребенок должен получать базовые навыки, но в первую очередь он должен просто кайфовать все детство. Пусть он шалит, бегает, играет, поет и так далее.
— Опять же, сейчас идут перекосы, когда детям позволяется все, что угодно.
— Согласен. Поэтому должен быть баланс. У нас в Smile Fish две рельсы: любовь и дисциплина. Любить ребенка — это не значит позволять ему скакать по подоконникам, бить других детей или выбегать на проезжую часть. Наша любовь выражается в том, чтобы все дети в группе чувствовали себя расслабленно, комфортно и, главное, в безопасности. Мы даем определенную свободу каждому ребенку, чтобы он ощущал себя как дома.
Дисциплина при этом обязательна. Есть психологические исследования, когда ребенок видит лидера, знает четкие правила, то под таким контролем чувствует себя в безопасности. А когда ему все дозволено, то он расхлябан, неуравновешен, и от этого сам становится нервным, начинает волноваться, всего боится. Поэтому, естественно, в наших детских садах существует четкий режим дня: время приема пищи, сна, занятий, прогулок. В этом случае у ребенка формируется определенный внутренний ритм.
Я бы хотел отметить важную миссию воспитателя. Прежде всего, воспитатели должны любить детей и свою профессию, работать по призванию, а не принуждению. Задача воспитателя в детском саду — бережное отношение к здоровью и психологическому комфорту всех детей. С другой стороны, воспитатель должен увидеть талант у каждого ребенка, потому что все дети уникальны. Мы считаем, что воспитатели вообще одни из главных людей в жизни ребенка. Вспомните Арину Родионовну у маленького Саши Пушкина — она была обычным воспитателем, няней, а великий русский поэт увековечил ее имя в своих произведениях. Значит, она что-то делала, чтобы раскрыть его потенциал, относилась к нему по-доброму.
В наших детских садах есть программа «Пирамида взросления». Условно говоря, это такой треугольник, где воспитатель, ребенок и родитель общаются между собой. Все втроем должны взаимодействовать друг с другом, не боясь коммуникации. Таким образом можно развить сильные черты ребенка. Позднее функции воспитателя должен взять на себя школьный учитель.
— Вы считаете, что в школе тоже первично воспитание?
— Конечно. Вы помните свой первый класс? Я хорошо помню: много детей, огромный кабинет. И учитель говорит: «Здравствуйте, дети! Откройте страницу номер…» А мы сидим перепуганные за партами, никто никого не знает. А я ведь шел в школу как на праздник. Учитель что должен сделать? Отношения построить. Ему детей дали на четыре года, поэтому какие оценки, какая первая четверть? Это вообще неважно. Первое время, особенно когда на улице хорошая погода, дети с учителем должны гулять по паркам и прочее. Им нужно познакомиться, стать друзьями, выработать единые правила. Представляете, насколько такие дети будут эффективнее других?
В начальной школе детей учат прикладным вещам, которые потом используются всю жизнь. Вот я, к примеру, многое не помню из школьной программы — ни логарифмы, ни что такое синхрофазотрон, но зато я каждый день пишу, читаю, решаю какое-то микроуравнение. Поэтому главное для учителя — прозорливость, он должен видеть конечный продукт. Какими людьми станут мои ученики? Какими компетенциями будут обладать? Какие принципы я вложу в их жизнь? Какие фундаментальные истины я дам им?
И потом этот учитель должен рекомендовать уже родителям, какие таланты развивать, чтобы с пятого класса набор уроков был по выбору. В это время каждый ребенок должен уже отвечать на вопрос: что я создам? Один может попробовать себя в медицине, а другой мечтает стать блогером. Пусть дети экспериментируют. Ребенок должен понимать, как он улучшит свою жизнь, свою страну. Видеть себя в обществе, какой вклад привнесет в этот мир. Кроме того, в школе помимо базовых предметов нужно учить коммуникации, дружбе, построению семьи, этикету и так далее — вспомните колесо ценностей Smile Fish. Почему бы не ввести уроки публичных выступлений, финансовой грамотности — про банки, кредиты, ипотеки? Это должны быть предметы, которые сегодня актуальны. Почему наших детей этому не учат? Почему их вообще не учат жизни?
— Какие специалисты нужны вашей компании?
— Разные. Для меня диплом о высшем образовании вообще не показатель. Естественно, в наших садах работают профессиональные педагоги дошкольного образования, психологи. Но это не является гарантией, что человек получит у нас работу. Прежде всего мы отдаем предпочтение людям, которые действительно любят детей и у них куча идей, а это значит, что на собеседовании они с ходу могут спеть десять детских песенок, рассказать шутки-прибаутки, организовать игру, смастерить поделки из подручных материалов.
Эффект критической массы
— Расскажите о своей бизнес-модели. Почему вы выбрали работу в сегменте домашних детских садов?
— Чем наш маленький сад выгоднее большого проекта? К примеру, когда наши потенциальные франчайзи говорят, что хотят открыть сад, то сразу представляют большой проект. Например, помещение пятьсот квадратных метров, двести детей. И открытие такого детского сада — ремонт, остальные расходные статьи — могут обойтись в десять миллионов рублей и больше. У нас же открытие детского сада стоит миллион рублей.
Наши детские сады расположены в обычных квартирах. У нас нет лицензии на образовательную деятельность, потому что мы ее не ведем. Прежде всего у нас присмотр за детьми — развивающие, обучающие занятия, все в игровой форме. Мы подбираем квартиры на первых этажах домов и полностью их переделываем — когда к нам попадаешь, то сразу понимаешь, что пришел именно в детский сад. Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям на ребенка должно приходиться не менее двух квадратных метров. Мы же, создавая в среднем две группы по восемь человек, выбираем помещения площадью сто-двести квадратных метров, то есть наши внутренние стандарты по площади выше как минимум втрое. В основном мы арендуем, так как в собственность приобретать такие квартиры дорого.
Ежемесячная финансовая модель нашего среднестатистического московского садика такова. Самая дешевая квартира в столице, которую мы снимаем, обходится в 65 тысяч рублей, самая дорогая — в 120 тысяч рублей. Возьмем среднее — аренда 100 тысяч рублей. Второе, сотрудники: у нас посменно работают три сотрудника, месячный зарплатный фонд — примерно 110 тысяч рублей. К этому добавляются прочие расходы: мы закупаем пластилин, игрушки еще на двадцать тысяч рублей. Итого выходит 230 тысяч рублей. Средняя стоимость посещения детского сада для детей — 35 тысяч рублей. В результате получается, что точка безубыточности для одного нашего детского сада — семь детей.
Естественно, в регионах затраты будут другими. Например, в Самаре стоимость посещения детского садика для одного ребенка составляет 12–14 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге — 30 тысяч рублей, в Московской области — 25 тысяч рублей, а в некоторых районах Москвы свыше 40 тысяч рублей.
С одной стороны, мы развиваемся по схеме франчайзинга, но с другой — наша франшиза не продается. Нас невозможно найти в каталогах, мы не участвуем в специализированных выставках. Потому что для нас детские сады Smile Fish — это в первую очередь семейная история. Участники и партнеры компании — наша семья (владеет более 30 процентов детских садов) и наши друзья и знакомые, которые открывают сады по франшизам. Детские сады — это наследие моих родителей, они есть у меня с женой, у моей сестры, у брата моей жены и так далее. Уникальность нашей компании заключается в том, что все садики открыты любящими родителями для своих детей. Мы не открываем детский сад ради бизнеса. Прежде всего в наши сады ходят дети их владельцев.
К примеру, наши друзья планируют отдать своего ребенка в садик в два года. Сегодня среднестатистический частный детский сад в Москве стоит 35 тысяч рублей, как в нашей компании. Получается, что они должны будут заплатить за сад больше двух миллионов рублей. Тогда мы им говорим: заплатите лучше нам паушальный взнос от полутора до трех с половиной миллионов рублей (в зависимости от региона), и вы еще на этом зарабатывать будете.
— Что входит в вашу франшизу?
— У нас есть целый перечень документов. Основное — это наша концепция, согласно которой предприниматели допускают минимум ошибок. У нас все уже отработано, есть даже собственное производство мебели в Московской области. Поскольку мы открываем много садов, то нам выгоднее самим по нашим уникальным чертежам выпускать столики, стульчики, гардеробы, кровати-трансформеры и так далее.
Мы рассказываем о своих стандартах, предоставляем всю документацию — финансовую, налоговую, юридическую. Помогаем в выборе помещения, найме персонала. Мы делимся своим опытом, который применяем на практике более тридцати лет. Мы даже организуем подбор клиентов, а не наш франчайзи их ищет. В последнем, кстати, ничего сложного нет. На наших садиках нет больших вывесок, у нас нет рекламы и у нас нет свободных мест. Потому что родители находят нас сами по сарафанному радио.
Но, пожалуй, главное, чем мы отличаемся от большинства детских садов, — маленькие группы. Особенно это оценили наши клиенты во время самоизоляции. На территорию нашего садика никто не заходит, мы ребенка встречаем на улице и возвращаем его родителям тоже на улице. Это снижает риски распространения разных инфекций.
— Как вы вообще пережили период самоизоляции?
— Это было непростое время, так как с подобным никто не сталкивался. Мы очень быстро среагировали на уровне компании и приняли решение, что будем в это время активно развиваться. Стали искать новые возможности для развития бизнеса. Во-первых, перевели все экстренно в онлайн. Многие родители остались с детьми дома, тогда как им надо было работать. Мы же брали эту нагрузку на себя, например, через разные приложения общались с детьми, организовывали игровую деятельность — зарядку под музыку, разного рода квесты, изучали животных и прочее.
Второе: мы увидели изменения на рынке труда. Многие люди потеряли работу, но у них остались кредиты, ипотека, им нужно продолжать кормить свою семью, поэтому мы могли набирать более качественных сотрудников за меньшие деньги.
В-третьих, как ни странно, у нас появилось больше клиентов. Некоторые частные детские сады были вынуждены полностью закрыться, так как не смогли оплачивать свои обязательства, поэтому к нам перешли эти клиенты. При этом отмечу, что ни один наш детский сад не закрылся не только за последние полгода, но и в принципе за тридцать лет нашей работы.
В-четвертых, мы увидели, что собственники помещений стали более гибкими. Если раньше они не старались пойти на уступки, то теперь давали скидки, каникулы на ремонт… Причем не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Самаре, Краснодаре. Так во время пандемии мы открыли десять новых детских садов, а сейчас в стадии запуска находится еще семь. Но наша задача в ближайшие пять лет увеличить количество своих дошкольных учреждений до тысячи.
— Грандиозный план…
— Мы привлекаем партнеров. У нас есть дружественные компании. Например, один из партнеров — компания Ellis, это франшиза строительных компаний в Краснодаре. Как правило, в строительном бизнесе работают мужчины, у которых есть жены и дети. И я прихожу к лидеру этой компании и предлагаю, чтобы его партнеры организовали бизнес для своей семьи.
Как бы громко это ни звучало, но мы хотим изменить Россию к лучшему. И это ключевая причина нашего роста. Ученые говорят о критической массе, или так называемом эффекте сотой обезьяны, когда даже небольшие количественные изменения в системе приводят к появлению качественно новых форм. Мы стремимся воспитать такую критическую массу в обществе.