В постоянно меняющихся экономических и регуляторных условиях банки все больше задумываются об управлении процентными рисками. Плавающие ставки — один из самых действенных инструментов для такого управления. Постепенно они перестают быть экзотикой: так, недавно большую часть своих активов перевел в инструменты с плавающими ставками банк «Санкт-Петербург» (занимает 16-е место среди банков с активами 680,7 млрд рублей.) Рассказать об опыте перехода на плавающие ставки, о том, почему невозможно вернуться обратно к фиксированным и будем ли мы брать ипотеку под плавающий процент, мы попросили заместителя председателя правления банка «Санкт-Петербург» Алексея Теплоухова.
— Как и когда в банке «Санкт-Петербург» появилась идея перевести всю активную часть баланса целиком на плавающие ставки?
— Этой идее уже несколько лет. Но вопрос надо разделить на две части. Для корпоративных клиентов довольно давно существовала практика, когда банки в договорах предусматривали право на одностороннее изменение процентных ставок. Соответственно требовалось только привязать изменения к каким-то индикаторам. Это либо ключевая ставка, либо ставка рефинансирования, MosPrime, RUONIA или какие-то иные индикаторы. Мы начали это переход еще лет семь назад.
Что же касается кредитов физическим лицам, то тут ситуация гораздо сложнее. Особой необходимости переводить потребительские кредиты на плавающую ставку нет — они достаточно короткие по дюрации. С ипотекой же вопрос больше в морально-этической сфере. Клиенты — физические лица, покупая жилье, зачастую несут последние деньги. В этих условиях перекладывать на них еще и процентный риск — это очень спорное решение. С другой стороны, мы понимаем, что доля ипотеки в балансах российских банков, как государственных, так и коммерческих, будет увеличиваться. На ком в итоге окажется процентный риск — на банковской системе или на клиентах? Этот вопрос еще предстоит решить. Поэтому физических лиц я бы оставил за скобками.
— Чтобы закрыть вопрос с физическими лицам, можете прокомментировать идею Сбербанка о создании ипотеки с плавающими ставками, но с фиксированным платежом?
— Идея Сбербанка понятна: они видят растущие процентные риски на своем балансе и понимают, что они будут только увеличиваться. Однако реализация этой идеи столкнется со сложностями, может возникнуть много ограничений. Когда у вас есть фиксированный платеж, но вы зависите от изменений процентной ставки, у вас меняется период, в течение которого этот платеж уплачивается. Предположим, человек в сорок лет берет ипотеку, изначально период платежа — двадцать лет, и тут вдруг этот период увеличивается до тридцати лет. Человек уже вступает в пенсионный возраст, и встает вопрос, что будет с его источниками доходов. Для банков же это повышение рисков: на дальнем сроке ипотеки они получат кредитный продукт, не обеспеченный платежами со стороны заемщика.