Санкции имени Навального

12 октября 2020, 00:00
Алексей Навальный дал еще один повод для санкций против России

Франция, Германия и Великобритания введут против России санкции из-за отравления Алексея Навального. Первоначально о решении их ввести было сказано в совместном заявлении министерств иностранных дел Франции и Германии. «Россия пока не представила убедительных объяснений. В этом контексте мы считаем, что для отравления господина Навального нет никакого правдоподобного объяснения, кроме ответственности и причастности России», — говорится в нем. Следом выступил министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб, который заявил о намерении присоединиться к санкциям Франции и Германии. «Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) подтвердила результаты предыдущих лабораторных исследований, согласно которым Алексей Навальный был отравлен военным нервно-паралитическим веществом группы “Новичок”, разработанным Россией. Доказательства неопровержимы… Мы будем работать вместе с нашими международными партнерами над продвижением санкций в отношении российских должностных лиц и других лиц, которые считаются ответственными за это преступление, а также в отношении тех, кто участвует в разработке программы химического оружия “Новичок”», — cказано в заявлении Доминика Рааба, размещенном на сайте МИД Великобритании.

Таким образом, санкции объявлены, но не введены — по крайней мере, отсутствуют официальные заявления на этот счет. Пока что приходится довольствоваться лишь утечкой, опубликованной французской газетой Le Monde. По информации издания, в санкционный список войдут девять человек: представители администрации президента России, сотрудники Главного разведывательного управления Генерального штаба (известного в миру как ГРУ), а также Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии, которому приписывают изобретение «Новичка». Санкции подразумевают запрет на въезд в страны Евросоюза и в Великобританию и заморозку активов на территории этих стран. Если газета окажется права, то можно сказать, что введение санкций носило относительно формальный характер.

Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас, еще 3 октября анонсировавший введение санкций, оговорился: он не сторонник введения ограничений против «Северного потока — 2». «Многие европейские работники пострадали бы тогда от замораживания строительства», — ответил Маас на вопрос о возможности введения санкций против российского газопровода в интервью изданию T-online.

Европейские тяжеловесы долго не могли определиться, как им поступить по результатам скандала, вызванного в том числе громкими заявлениями европейцев о неизбежности последствий случившегося для России. В результате пришлось искать компромисс между нежеланием обрывать политические и экономические связи с Москвой и стремлением сохранить лицо. Заявленные санкции позволят Западу не слишком ухудшить отношения с Россией и при этом «сохранить твердость» в отношении Москвы.

Позиция России остается прежней: ­Навального отправили в Германию без содержания отравляющих веществ в его организме. Помимо этого Москва высказывает в адрес Берлина претензии относительно того, что все запросы российского МИД по делу Навального остаются без ответа.

Отдельная дискуссия развернулась по поводу термина «Новичок». «Мы неоднократно заявляли: ни в Советском Союзе, ни в России, в отличие от стран Запада, научно-исследовательских и конструкторских разработок под условным названием “Новичок” никогда не осуществлялось», — заявила 23 сентября официальный представитель МИД России Мария Захарова. В свою очередь Леонид Ринк, которого называют одним из создателей нервно-паралитической системы «Новичок», в интервью РИА «Новости» заявил, что это система бинарного оружия, состоящая как минимум из нескольких нетоксичных компонентов. «…А второго компонента, фосфорного, нет. <…> Он гораздо дольше бы держался, нежели амидный фрагмент… А это вообще не токсично, абсолютно», — сказал Ринк, комментируя анализы, взятые ОЗХО у Навального.

В отличие от Лондона, Парижа и Берлина Вашингтон решил воздержаться от заявлений о санкциях в отношении Москвы. США предпочли отделаться заявлением государственного секретаря США Майка Помпео от 16 сентября, которое он сделал после переговоров с британским коллегой Домиником Раабом, потребовавшим от России прозрачного расследования и заявившим о недопустимости применения химического оружия.