Трубная металлургическая компания (ТМК) — крупнейший российский поставщик стальных труб и трубных решений, входящий в число мировых лидеров отрасли. Сегодня продукция компании экспортируется в 80 стран мира, в том числе в Европу, США и на Ближний Восток. ТМК — основной поставщик крупнейших российских нефтегазовых и глобальных компаний: «Газпрома», «Роснефти», «Транснефти», «ЛУКойла», Shell, Total, Exxon Mobil и других. В состав группы входит более десятка производственных активов в России и за рубежом. В их числе Волжский, Северский и Синарский трубные заводы, Таганрогский металлургический завод, а также две производственные площадки в Румынии. Компании также принадлежат четыре российских нефтесервисных предприятия, объединенных в рамках «ТМК Нефтегазсервис», и казахстанский «ТМК-Казтрубпром». Основной акционер компании — Дмитрий Пумпянский. Группа ТМК входит в 50 крупнейших компаний России по версии рейтинга «Эксперт-400».
Наибольшую долю в структуре продаж ТМК занимают нарезные нефтегазовые трубы, поэтому вслед за нефтяными компаниями ТМК также столкнулась с замедлением спроса. Тем не менее она продолжает вкладывать значительные средства в научно-техническое развитие, инновационную деятельность, цифровые технологии. О том, с какой целью это делается, «Эксперту» рассказал генеральный директор ТМК Игорь Корытько.
— Сегодня большинство производителей в той или иной мере чувствуют на себе влияние кризисных явлений в экономике. Как ваша компания реагирует на текущую ситуацию?
— Во время любого кризиса все участники рынка сокращают издержки. Мы также корректируем наши инвестиционные программы и операционную деятельность. Однако в любом случае речь идет не о полном пересмотре инвестиционных планов ТМК, а лишь об их корректировке, чтобы обеспечить большую финансовую стабильность компании в текущих рыночных условиях.
Да, мы ощутили снижение спроса, но не настолько критичное, чтобы допустить длительную остановку основных производственных агрегатов. Главной задачей сегодня мы видим поддержание работоспособности действующих производств, ведь кризис рано или поздно закончится. Поэтому мы не отказываемся от перспективных инвестиционных планов.
Продолжаем работу над проектами, связанными с освоением новых высокотехнологичных продуктов, в первую очередь с разработкой новых видов премиальных резьбовых соединений. Сегодня ТМК — ведущий производитель этой продукции на рынке РФ, она также идет на экспорт. Такие проекты — большая, серьезная комплексная работа, которую ведут сразу несколько подразделений, включая научно-технический центр группы в Сколково.
Мы продолжаем внедрять цифровые технологии в производство, наша программа трансформации бизнеса ТМК с помощью цифровизации ключевых процессов не подвергалась секвестру.
— То есть антикризисная стратегия компании — загрузить по максимуму производства и разрабатывать новые продукты?
— Мы также стараемся нивелировать риски, диверсифицируя бизнес и расширяя клиентскую базу в России и за рубежом. Как всегда, в кризис открываются и новые возможности. Если спрос на ту или иную продукцию будет снижаться, то, возможно, это благоприятный момент для освоения новых высот. Ведь в сложные времена потребитель особенно заинтересован в появлении продукта с более высокими, чем раньше, эксплуатационными характеристиками. Сейчас центры добычи смещаются в более удаленные регионы, а также переходят на шельф, и это особенно важно с учетом значительной протяженности российского побережья. В более сложных условиях потребуется оптимизировать затраты без ухудшения качества трубной продукции. И в этой ситуации наша стратегия состоит в том, чтобы делать нашу продукцию лучше, повышать ее эксплуатационные характеристики и технические параметры, опережая растущие требования наших заказчиков. Именно для этого в прошлом году мы открыли наш научно-технический центр в Сколково. В нем созданы уникальные возможности для того, чтобы проектировать новую продукцию, разрабатывать и апробировать передовые трубные решения.
— Например?
— У нас реализуется проект «Умная труба», который ТМК ведет совместно с «Газпромом». Это проект по оснащению труб большого диаметра встроенными чувствительными сенсорами, которые позволяют контролировать в режиме реального времени температуру и напряженно-деформированное состояние трубы и проводить оценку эксплуатационной надежности трубопроводной системы в целом.
Помимо развития продуктовой линейки мы предлагаем компаниям и комплексные инжиниринговые решения. Одна из наших передовых разработок — проект «Вечная скважина». За счет применения новых технологий и оборудования мы повышаем эксплуатационную надежность скважин, увеличиваем срок их эксплуатации, стремимся довести этот срок до пятнадцати лет.
— А новые инвестпроекты?
— ТМК в прошлые годы уже инвестировала значительные средства в техническое перевооружение своих производств. В целом с 2006 года на модернизацию всех предприятий группа направила более 160 миллиардов рублей.
В начале этого года ТМК при участии «Роснано» запустила новый комплекс термической обработки труб на Северском трубном заводе мощностью более 300 тысяч тонн в год. У этой продукции высокие прочностные характеристики, поэтому ее можно эксплуатировать в особо сложных климатических и геологических условиях для добычи нефти и газа.
Сейчас мы рассматриваем проект полного цикла по производству листового нержавеющего проката. Такого в России пока нет.
Кроме того, в рамках диверсификации бизнеса мы в октябре завершили сделку по покупке металлургического предприятия «Парус» в Смоленской области. Планируем по итогам года нарастить производство арматуры более чем на сорок процентов по сравнению с 2019-м. Благодаря этому приобретению ТМК получила отличные возможности для расширения присутствия всего спектра своей продукции в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.
Наша основная цель — обеспечить в текущем году устойчивое положение компании. В следующем году планируем определить текущие тенденции и продолжить развитие группы. А в долгосрочной перспективе — до 2025 года — планы и проекты, которые мы наметили, должны стать основой для реализации стратегии дальнейшего устойчивого развития компании.
Ответ на коронавирус
— Как компания реагировала на пандемию? Что вы делали для того, чтобы не остановить выпуск продукции, как защищали производственный персонал?
— Заводы ТМК относятся к предприятиям непрерывного производственного цикла, и работа на них не останавливалась даже весной, в разгар пандемии. ТМК включена в перечень системообразующих организаций и также продолжала работу как непрерывно действующая организация. Однако это не столько преимущество, сколько огромная ответственность. Чтобы не допустить распространения инфекции среди сотрудников, в компании оперативно внедрили меры безопасности: комплексную дезинфекцию, обеззараживание воздуха, обеспечили средствами защиты сотрудников. На дополнительные выплаты трудовым коллективам и защитные меры в самые первые месяцы пандемии мы направили более двухсот миллионов рублей. Не было сокращений или увольнений.
Кроме того, мы сформировали на всех предприятиях резервные команды, которые работали дистанционно, но в любой момент могли подменить при необходимости своих коллег. Таким образом компания сохранила непрерывное производство.
— То есть ТМК массово не уходила на удаленку?
— Конечно уходила. Всего за время пандемии мы перевели на дистанционный режим до девяти тысяч сотрудников ТМК, почти четверть численного состава компании. В основном это был управленческий и административный персонал. Тут большая нагрузка легла на наше ИТ-подразделение, которое оперативно предоставляло и поддерживало удаленный доступ ко всем необходимым ресурсам. Например, из 700 московских сотрудников компании непосредственно в офисе работали лишь двадцать человек.
Мы и дальше будем принимать меры, чтобы не допустить распространения коронавирусной инфекции среди сотрудников. Поэтому будем сохранять меры повышенной безопасности на всех предприятиях до того момента, как нормализуется эпидемиологическая ситуация. Но и тогда мы будем выводить сотрудников из дистанционного режима работы поэтапно, соблюдая меры предосторожности.
— Пандемия показала, что российский бизнес стал более социально ответственным. Многие компании и бизнесмены покупали оборудование для больниц регионов присутствия. Было ли что-то подобное в ТМК?
— Компания оказала финансовую помощь медицинским учреждениям в регионах своего присутствия. В частности, мы поддержали проект «Стоп-коронавирус!» благотворительного фонда «Синара» и выделили на него около ста миллионов рублей. Эти средства пошли на приобретение современного медицинского оборудования, средств индивидуальной защиты и антисептиков в больницы российских городов, где расположены предприятия компании.
Кроме этого, поддержка шла и по линии Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП), который возглавляет председатель совета директоров ТМК Дмитрий Пумпянский. По инициативе ТМК в рамках СОСПП был создан специальный банковский счет, на который входящие в это объединение компании перечисляли средства на оперативные нужды по противодействию коронавирусу. В частности, на закупку экспресс-тестов для выявления инфекции, приобретение медицинского оборудования, препаратов, средств защиты для областных медучреждений и отделений Роспотребнадзора. Вклад ТМК составил 28 миллионов рублей, а всего на благотворительный счет от предприятий Свердловской области поступили средства в сумме 104 миллиона рублей.
— ТМК — крупная компания, и такой бизнес всегда более устойчив. Но кризис больно ударил по малому и среднему бизнесу. Вы как-то поддерживаете его?
— Предприятия группы выступают в регионах своего присутствия как центры успешных экосистем. В них интегрированы средний и малый бизнес, профессиональные и высшие учебные заведения, местные сообщества, муниципалитеты и так далее. Заводы существенно влияют на развитие городской и региональной инфраструктур, повышение качества жизни заводчан и в целом местных жителей.
Мы стремимся наращивать долю закупок у малого и среднего бизнеса. Всего у нас более 17 тысяч поставщиков, спектр закупок у них — от канцелярских товаров до лабораторных материалов. В ТМК действует портал по взаимодействию с поставщиками, зарегистрироваться на нем и принять участие в тендерах может абсолютно любая компания.