Соглашение о сотрудничестве в реализации проекта на прошлой неделе подписали РЖД, группа «Синара», Siemens и «Уральские локомотивы» (СП «Синара» и Siemens).
Ожидается, что первый электропоезд будет представлен через три года. «Параллельно со строительством цеха уже идет проектирование поезда, его ведет инженерный центр РЖД совместно с компанией Siemens, — заявил глава группы “Синара” Дмитрий Пумпянский. — В 2023 году будет собран поезд, который пойдет на двухлетние испытания, и к 2025-му он должен быть сертифицирован».
Стоимость проекта оценивается в 10–12 млрд рублей, уровень локализации производства, как обещают, составит до 80%. Напомним, что группа «Синара» активно сотрудничает с компанией Siemens и одним из главных продуктов этого сотрудничества являются составы Desiro Rus, более известные россиянам как «Ласточка».
Заявленная конструкционная скорость российских электропоездов для ВСМ составит 360 км/ч. Это скромный показатель, относительно, например, китайских ВСМ, где в числе прочих «летают» и поезда, созданные в партнерстве с той же Siemens. Их эксплуатационная скорость составляет 380 км/ч, конструкционная — 400 км/ч. Более того, в ходе испытаний восьмивагонный электропоезд CRH-380A развивал скорость и свыше 400 км/ч.
Так что, может статься, Россия со своим проектом окажется в числе догоняющих: пока на «Уральских локомотивах» будут осваивать производство этих машин, в других странах появятся еще более быстрые поезда.
Впрочем, по мнению доцента Института права и национальной безопасности РАНХиГС Павла Грибова, проигрывая в скорости, можно выиграть в уровне локализации. «Попытка реализации самого передового проекта выглядит сомнительной, так как он изначально будет полностью импортным, ведь собственных разработок в этом направлении в стране нет, — считает он. — Тогда как основной идеей должна быть опора именно на развитие собственного производства».
Пока неизвестно, какая именно модель состава послужит базой для локализованного российского поезда. На презентации проекта ее не назвали, и в российском представительстве компании Siemens на этот вопрос оперативно ответить не смогли.
Как отмечают эксперты, теоретически это может быть модернизированный электропоезд Velaro Rus, который мы знаем как «Сапсан». Сейчас он ездит со скоростью 250 км/ч, но ранее заявлялось, что его можно ускорить и до 350 км/ч. И это вписывается в анонсируемый проект. Есть также более новая версия Velaro D, она активно эксплуатируется в Европе, а также последнее поколение — Velaro Novo, которое только планируют запустить в производство. Ранее представители Siemens утверждали, что обеспечить локализацию производства «Сапсанов» в России будет невозможно, если объем заказов (речь шла о подписанном в 2019 году контракте на поставку 13 десятивагонных «Сапсанов») не увеличат как минимум вдвое. По информации Павла Грибова, сейчас речь идет о строительстве более 40 составов: с одной стороны, не очень много, с другой — уровень локализации в 80%, о чем заявляли стороны, окажется вполне достижимым.
Эти поезда начнут эксплуатировать на ВСМ Москва — Санкт-Петербург, строительство которой постоянно откладывалось: по последним данным, его начнут в 2027 году.
В 2008-м, когда в России принимали Стратегию развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года, расходы на финансирование всех проектов строительства ВСМ по максимальному варианту были запланированы на уровне 1,3 трлн рублей. Между тем стоимость только ВСМ Москва — Санкт-Петербург в июне 2019 года оценивалась, по словам занимавшего тогда должность вице-премьера РФ Максима Акимова, в 1,5 трлн рублей.