В отечественном кинематографе у Андрея Кончаловского исключительный статус. Он снял первый полнометражный фильм в середине шестидесятых и прошагал сквозь последующие десятилетия истории отечественного и мирового кинематографа, не снижая темпа выпуска своих новых проектов, и уровень их международного признания всегда оставался высоким. Был причастным как соавтор сценария к триумфу на Венецианском фестивале 1962 года первого фильма Андрея Тарковского «Иваново детство», а спустя полвека три из четырех последовательно снятых им фильмов не только попадают в конкурсную программу фестиваля, но и удостаиваются его призов. «Белые ночи почтальона Тряпицына» и «Рай» получили «Серебряного льва» за режиссерскую работу. «Дорогие товарищи» — Специальный приз жюри. Кончаловский — классик отечественного кинематографа и часть мировой интеллектуальной элиты, принадлежность к которой он утвердил своим творческим путем, несмотря на то что периодически отклонялся на нем в сторону откровенно коммерческих проектов.
Вот хроника творческой деятельности Андрея Кончаловского последних двух лет, поражающая сверхчеловеческой интенсивностью и широтой диапазона: март прошлого года — премьера спектакля «Сцены из супружеской жизни» на сцене МХАТ имени М. Горького, май — премьера оперы «Отелло» на сцене МАМТ, ноябрь — в прокат выходит фильм «Грех» о судьбе Микеланджело. В том же году в Риме он выпустил спектакль «Amadeus». Сентябрь нынешнего года — премьера «Дорогих товарищей» в конкурсной программе Венецианского фестиваля. Октябрь — премьера документального фильма «Человек неунывающий» в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля. Все это время Кончаловский продолжает вести авторский курс в ГИТИСе, набранный три года назад.
В «Дорогих товарищах» главную роль играет Юлия Высоцкая. Место действия фильма — ее родной город Новочеркасск. Семейные творческие дуэты в кино и театре не редкость, но и здесь есть чему удивиться: Кончаловский доверил жене главные роли в семи спектаклях и в семи фильмах.
Конфликт трех поколений
Историю трагических событий в Новочеркасске в 1962 году Кончаловский показывает глазами героини Юлии Высоцкой. В прошлом фронтовик, ныне партийный работник, она мечется между верой в советские идеологемы и любовью к дочери: та те же самые идеологемы интерпретирует совершенно иначе — с точки зрения материалов XXII съезда партии, на котором ее первое лицо Никита Хрущев разоблачил преступную деятельность своего предшественника Иосифа Сталина. Для матери именно Сталин, несмотря ни на что, остается олицетворением высшей справедливости, проявлявшейся прежде всего в снижении цен. Ее не смущает обладание привилегией получать продукты в обход обывателей, толкущихся в очереди в продовольственном магазине. Спецпаек — часть устоявшейся в ее сознании системы советской социальной справедливости. Акцию протеста рабочих, не выдержавших очередной экономической неурядицы начала шестидесятых, она воспринимает как нечто недопустимое и в присутствии высших партийных чинов без стеснения призывает расстрелять ее зачинщиков.