Затраты на энергетику в себестоимости АПК с каждым годом становятся все более ощутимыми, а производители активно ищут пути их снижения. Определенных результатов (до 10%) можно добиться за счет энергосберегающих мероприятий, но гораздо более широкие перспективы дает отказ от привычных схем энергоснабжения и использование внутренних ресурсов — отходов производства и вторичного тепла. О технологиях, которые позволяют предприятиям АПК взять под контроль энергозатраты и качество энергоснабжения, «Эксперт» поговорил с Михаилом Баклыгиным, генеральным директором компании «Первый инженер» (входит в ГК ЛАНИТ), специализирующейся на строительстве объектов энергетической инфраструктуры и повышении энергоэффективности промышленных предприятий.
— В чем специфика энергетики предприятий АПК?
— Переработка сельскохозяйственной продукции включает в себя множество не схожих по технологии производств, имеющих различные энергетические потребности, но в целом из особенностей отрасли можно выделить существенное потребление тепла и холода, а также частую необходимость приобретать электроэнергию по высоким тарифам розничного рынка. Кроме того, предприятия АПК нередко сталкиваются с трудностями с получением необходимой мощности и технологическим подключением к сетям из-за удаленности предприятий от населенных пунктов. Для растущего бизнеса эти сложности могли бы стать непреодолимым барьером, если бы не колоссальный внутренний энергоресурс — отходы агропроизводства и низкопотенциальное тепло. Большинство запросов, поступающих к нам, в компанию «Первый инженер», от предприятий АПК, связаны именно с тем, как задействовать имеющиеся вторичные ресурсы для снижения энергопотребления или стопроцентного обеспечения потребностей в тепле и электроэнергии.
— Какие альтернативные технологии энергоснабжения в агропереработке самые перспективные?
— В первую очередь это абсорбционные технологии для систем холодоснабжения, позволяющие использовать низкопотенциальное тепло. С помощь абсорбционных холодильных машин (АБХМ) возможно заменить на самых энергоемких участках предприятия традиционный растущий в цене ресурс — электроэнергию — на условно «бесплатные» пар, горячую воду или горячие технологические среды, образующиеся в технологических процессах. Дополнительное преимущество АБХМ, повышающее экономический эффект их внедрения, — способность к модификации. Одна и та же система в зависимости от текущих потребностей предприятия может вырабатывать холод и тепло, обеспечивая не только охлаждение продукта, но и круглогодичное решение климатических задач.
Еще одно решение, позволяющее сократить потребление электроэнергии, — турбоприводы для крупных, свыше 100 киловатт, компрессоров и насосов, а также турбогенераторных установок, работающих параллельно с редукционными установками. Снижение параметров вырабатываемого пара до требуемых технологическими потребителями — процесс, сопровождаемый значительной потерей энергии, которую сегодня возможно и нужно использовать на производстве.
В области использования отходов перспективный тренд — изменение подхода к их энергетической утилизации. Привычная схема — строительство котельной, работающей на отходах производства, например на лузге подсолнечника, и снабжающей насыщенным паром технологический процесс. Такие котельные есть на большинстве маслоэкстракционных заводов, но решают задачу они лишь частично: нередко отходов значительно больше, чем нужно для обеспечения потребностей в тепле, а потому утилизировать их удается лишь частично. При этом предприятие продолжает платить по растущим счетам за электроэнергию. Эффективная альтернатива — когенерация, позволяющая использовать все отходы, чтобы обеспечить до 100 процентов потребности в тепле и электроэнергии. Дополнительный экономический эффект дает внедрение тригенерационных решений, когда вырабатываемое из отходов тепло становится теплоносителем для абсорбционных холодильных машин, снабжающих производство холодом и обеспечивающих круглогодичную работу климатических систем.
— Какие риски влечет за собой переход на автономное энергообеспечение?
— Разумеется, автономное энергоснабжение — это дополнительная ответственность. Собственное генерирующее оборудование, как и оборудование генерирующих компаний, требует планового обслуживания и ремонта. В случае с котлами на лузге это обязательный останов и периодическая чистка. Поэтому техническое решение должно быть разработано таким образом, чтобы в период планового останова любого из котлов оставшейся мощности было достаточно для обеспечения основного производственного процесса и всех критически важных объектов заказчика. Кроме того, важно, чтобы уже на стадии проектирования был аккуратно проанализирован график потребления электроэнергии и составлено расписание сервисного обслуживания.
— Строительство ТЭЦ — проект масштабный и дорогой. При каких условиях эти инвестиции оправданны и целесообразны?
— Инвестиции в строительство ТЭЦ могут быть сопоставимы с годовой выручкой предприятия, а возврат средств осуществляется за счет экономии энергоресурсов и снижения суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), создающих сегодня существенную финансовую нагрузку на сельхозпроизводителей. При оценке целесообразности проектов собственной тепло- или электрогенерации стоит исходить не только из действующих тарифов на электроэнергию и текущего энергопотребления, но и составлять прогнозный сценарий с учетом повышения тарифов и планов развития предприятия, а значит, с учетом возможной стоимости дополнительной мощности и роста платежей НВОС. Как ЕРС-контрактор, компания «Первый инженер» всегда начинает работу с клиентом именно с технико-экономического обоснования строительства энергоисточника. На этой стадии мы рассматриваем различные конфигурации источника, определяем оптимальную мощность и полную стоимость объекта с учетом операционных затрат на весь период эксплуатации. Расчеты и практика показывают, что для предприятий проекты собственной генерации на отходах сельскохозяйственного производства рентабельны при тарифах выше 3,7–3,9 рубля за киловатт-час.