«Село Зеленое»: фокус на развитии

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
16 ноября 2020, 00:00

Реализация фокусной стратегии развития федерального бренда — основа работы «КОМОС ГРУПП», одного из крупнейших в России агрохолдингов с полным производственно-сбытовым циклом

ПРЕДОСТАВЛЕНО ООО «КОМОС ГРУПП»
Управляющий акционер ООО «КОМОС ГРУПП» Андрей Шутов

Как результат, сегодня в сегменте FMCG «Село Зеленое» является самым быстрорастущим брендом, показывая двузначный годовой прирост. О комплексе мероприятий, направленных на удержание доли рынка, а также о перспективах экспортного направления «Эксперту» рассказал управляющий акционер ООО «КОМОС ГРУПП» Андрей Шутов.

— Как вы оцениваете текущие позиции своего холдинга на рынке?

— В начале года мы отмечали явные колебания рынка, и это внушало опасения. Но уже сегодня мы прогнозируем рост выручки в формате like for like не менее чем на 15 процентов, причем он будет наблюдаться по всем направлениям.

Холдинг занимает третью строчку в рейтинге крупнейших переработчиков молока в России и второе место по производству UHT- продуктов, а также четвертое место в топе отечественных производителей яйца. По итогам 2019 года «КОМОС ГРУПП» находится на пятой строчке по выручке среди предприятий молокоперерабатывающей отрасли. Наша доля на рынке с каждым годом растет, и мы надеемся, что этот процесс будет непрерывным.

— Ожидается ли просадка в каких-то направлениях из-за пандемии?

— В России практически нет агрохолдингов с таким широким профилем деятельности, как у нас, и это основа нашей стабильности. В случае просадки того или иного бизнес-сегмента его вытягивают остальные направления. Этот год не исключение. Мы отмечаем незначительные просадки в бройлерном и яичном субхолдинге по финансовым показателям, в первую очередь по марже, в то время как другие сегменты их сбалансировали. Это дает нам уверенность, что по результатам 2020 года мы покажем положительный прирост не только по выручке, но и по EBITDA. В начале года были опасения по поводу устойчивости предприятий-партнеров из сегмента HoReCa и дистрибуции, но они, к счастью, не оправдались: мы не наблюдаем серьезного падения оборотных средств и роста просроченной задолженности перед компанией. Сельскохозяйственная отрасль, наверное, одна из наименее пострадавших от пандемии в экономическом плане.

— По планам правительства, в 2020 году экспорт сельхозпродукции и продовольствия должен составить 25 миллиардов долларов. Видит ли компания перспективы у этого направления?

— Наша продукция уже поставляется в Китай, Монголию, Казахстан, Армению, Узбекистан, Белоруссию и Таджикистан. Пандемия несколько скорректировала планы, но сейчас мы вновь активно наращиваем экспортные связи.

В ближайшие два-три года в качестве основного партнера рассматриваем КНР, куда планируем отгружать не только до 10 тысяч тонн молочной продукции, но также свинину и мясо птицы общим объемом 10 тысяч тонн в год. Свинина будет также поставляться во Вьетнам и Гонконг.

В 2020 году мы подписали контракт на поставку яйца в ОАЭ, сегодня птицефабрика «Вараксино» проходит аттестацию в Россельхознадзоре. В ОАЭ и Китай планируем наладить поставки творожной продукции и сухих молочных смесей.

Вскоре отправится в США, Азербайджан и ОАЭ первая партия молока и молочной продукции с ПП «Сарапул-молоко». По многим направлениям уже подписаны контракты, отгрузки лишь вопрос времени.

— Компания постепенно прирастает новыми предприятиями. Есть ли у вас планы и дальше наращивать активы?

— Мы пристально наблюдаем за динамикой M&A и с особым вниманием присматриваемся к предприятиям по переработке молока и производству яйца, так как считаем эти направления для себя приоритетными. Хотя сегодня наиболее выгодной инвестицией является строительство предприятий в формате «гринфилд». Если мы все же принимаем решение приобрести актив, то в первую очередь покупаем не объект, а брендовую составляющую доли рынка.

— Какие инвестпроекты вы считаете сегодня наиболее значимыми для развития агрохолдинга?

— Ключевыми в настоящее время для нас являются два проекта. Во-первых, это реализация специального инвестиционного контракта «МИЛКОМ-2020», в рамках которого уже проходят испытания новых локальных очистных сооружений на площадках «Глазов-молоко» и «Ижмолоко», на финальной стадии находится строительство склада готовой продукции на Кезском сырзаводе. Во-вторых, это реконструкция Казанского молочного комбината, который в перспективе станет одним из крупнейших перерабатывающих заводов в России. Несколько проектов будет реализовано в субхолдинге «Свиноводство и переработка мяса», а в следующем году завершится модернизация мощностей предприятий субхолдинга «Птицеводство».

— Сейчас проходит эксперимент по маркировке молочной продукции. Будут ли изменения в работе после ее введения?

— Маркировка — проект неоднозначный. С одной стороны, цель государства кажется благородной — защита потребителей от возможного контрафакта, с другой стороны, для всех производителей это значительные финансовые издержки. Ведь помимо затрат на организацию и осуществление маркировки это повлечет за собой трансформацию бизнес-процессов, связанных с переоборудованием производственных линий, изменением упаковки, агрегации и отгрузки готовой продукции, а также автоматизации взаимодействия программно-аппаратных комплексов маркировки с информационными системами предприятия и государственной информационной системой мониторинга для осуществления поштучного учета и документооборота с контрагентами. Кроме того, часть расходов ляжет и на плечи потребителей, поскольку маркировка приведет к удорожанию единицы товара. Сегодня участие в этом эксперименте принимают две наши площадки — «Сарапул-молоко» и пермский хладокомбинат «Созвездие». Только время покажет, насколько эта инициатива будет успешна.