Лидеры грядущей консолидации

Евгений Огородников
редактор отдела рейтинги «Монокль»
16 ноября 2020, 00:00

Сельское хозяйство, подпитанное налоговыми льготами и господдержкой, продолжает расти двузначными темпами. Но постепенно приходит время для консолидации. Без нее отрасль не осилит экспорт и начнет торможение

Совокупная выручка 50 крупнейших компаний АПК России по итогам 2019 года составила 2,34 трлн рублей, увеличившись по сравнению с 2018-м на 11,4%. Уже не первый год компании АПК растут двузначными темпами, при этом вне зависимости от конъюнктуры рынка, изменчивой урожайности, насыщения внутреннего спроса и обострения конкуренции сельское хозяйство остается одним из немногих драйверов российской экономики.

Естественно, компании в рейтинге АПК становятся крупнее. В этом году, чтобы попасть в рейтинг, необходимо было взять планку 14,9 млрд рублей выручки. При этом в рейтинге появилось шесть новых компаний: три рыбопромысловые («Норебо холдинг», Русская рыбная компания) и три, специализирующиеся на сахаре и зерне (ГК АСТ, агрохолдинг «Трио», ГК «Доминант»). 

Уже шесть лет как введены контрсанкции в отношении поставщиков сельскохозяйственной продукции из Европы. За этот период выручка 50 крупнейших холдингов АПК выросла почти в 2,4 раза. Напомним, в 2014 году совокупная выручка 50 компаний АПК, вошедших в наш рейтинг, составила 948 млрд рублей. Накопленная инфляция за этот период (2014–2019 годы) — 45%. То есть крупнейшие российские компании смогли нарастить реальную выручку на 70%. На фоне стагнации в экономике это впечатляющий результат.

Самые быстрорастущие компании АПК 72-02.jpg
Самые быстрорастущие компании АПК

Лидеры-монополисты

Характерная черта российского АПК — неравномерность развития. В стране есть семь крупных холдингов с выручкой более 100 млрд рублей. Эти семь российских топов мало конкурируют между собой и в целом являются лидерами по тем или иным направлениям сельского хозяйства.

Как и в прошлом году, лидер рейтинга — экспортно ориентированная ГК «Содружество» Александра и Натальи Луценко. Группа была основана в 1994-м, ее бизнес начинался с торговли кормами и добавками. Затем компания возвела в Калининградской особой экономической зоне два маслоэкстракционных завода и стала крупнейшим в России производителем растительных масел. «Содружество» занимается переработкой соевых бобов и рапса, закупкой зерновых и масличных культур. Производственные активы компании расположены в России, Белоруссии, Бразилии, Парагвае и Турции. В прошлом году выручка компании увеличилась на 15,6%.

Второй компанией рейтинга впервые стал холдинг «Русагро» Вадима Мошковича. Основной драйвер роста его бизнеса — сделки слияния и поглощения. «Русагро» выступает неким санатором отрасли. Не секрет, что во многом рывок, который демонстрирует АПК в России, происходит за счет заемных средств. И если менеджмент некоего холдинга неправильно рассчитывает риски, то это приводит к финансовым проблемам и невозможности обслуживать кредиты. Решение проблем закредитованных компаний — один из важных источников роста «Русагро». Так, в 2015 году «Русагро» через покупку долга поглотила активы компании «Разгуляй», в прошлом году были куплены активы компании «Солнечные продукты». Кроме того, «Русагро» приобрела крупную долю в холдинге Владимира Зотова «Агро-Белогорье».

В первую тройку, как и годом ранее, вошла ГК «Эфко» — крупнейшее предприятие масложировой отрасли России. В 2019 году группа увеличила выручку на семь процентов к 2018-му, до 122 млрд рублей. Мощности компании по переработке масличных, расположенные в Белгородской области, Краснодарском крае и Казахстане, превышают два миллиона тонн в год. Эта компания, как и ГК «Содружество», занимается растительным маслом и жирами, но в отличии от лидера рейтинга «Эфко» больше сконцентрирована на внутреннем рынке и на импорте масел и жиров, нежели на экспорте массового продукта.

Еще четыре крупные компании разделили между собой сферы влияния: у ГК «Черкизово» (выручка 120 млрд рублей) это разведение свиней и сельскохозяйственной птицы, у «Мираторга» — крупный рогатый скот; конек «Данон» — глубокая переработка молока, а у «Вимм-Билль-Данн» — напитки.

Для лидеров рейтинга характерна высокая степень переработки продукции, а значит, все это крайне капиталоемкие производства. Перевалочные терминалы, коровники, свинарники, перерабатывающие заводы с учетом возведения сопутствующей инфраструктуры (дороги, электросети, очистные сооружения) — все это крайне затратно. Но эффект масштаба позволяет компаниям-лидерам привлекать ресурсы на новое строительство и развитие.

От моря до прилавка

Еще восемь компаний попадают в страту с выручкой от 50 млрд до 100 млрд рублей. Это средний эшелон, в основном животноводы, производящие мясо птицы и свинину, хотя, в отличие от топ-10, они ближе к «земле» и стараются строить бизнес полного цикла: от грядки до прилавка.

Впрочем, впервые в этом году в рейтинг попала компания «Норебо Холдинг» с выручкой 60,5 млрд рублей. «Норебо» — одна из крупнейших компаний рыбопромысловой отрасли, работает как на внутреннем российском рынке, так и на внешних. Компания, образовавшаяся в конце 1990-х, начинала свою деятельность со сдачи в аренду траулеров рыболовам. Основная стадия роста пришлась на начало прошлого десятилетия. «Норебо» скупила более полутора десятков рыбопромысловых предприятий на Северо-Западе и Дальнем Востоке. Сегодня 100% компании контролирует Виталий Орлов.

Предприятия группы поставляют более ста видов продукции, от икры и консервов до замороженного филе. «Норебо» — крупнейший в России поставщик и добытчик белой рыбы (треска, пикша, минтай). В группу входят добывающие предприятия, контейнерный терминал, логистические и торговые подразделения и т. п.

У отрасли есть огромный потенциал стать одним из локомотивов российской экономики, особенно Дальнего Востока и Арктики. Ежегодно в России добывается около пяти миллионов тонн водных биологических ресурсов, в том числе 3,4 млн тонн на Дальнем Востоке. Почти половину добываемой рыбной продукции (2,23 млн тонн) страна экспортирует и выручает за это, согласно статданным, 5,17 млрд долларов. То есть стоимость одного килограмма рыбного экспорта приносит 2,3 доллара. В этот экспорт входит как массовая белая рыба, так и деликатесы в виде крабов, красной рыбы, икры и т. п. На деликатесы приходится большая доля выручки. Например, цена краба в японских портах начинается с 20 долларов за килограмм, а в Китае порой доходит до ста долларов на некоторые виды продукции. В России ежегодно вылавливается 75 тыс. тонн краба. Даже если посчитать по минимуму, то это полтора миллиарда долларов выручки.

Но если взглянуть на российский импорт, то можно увидеть, что он составляет 600 тыс. тонн рыбной продукции и стоит российскому потребителю 2,2 млрд долларов, то есть импортная рыба обходится уже в 3,6 доллара за килограмм. Получается, что «среднестатистически» рыба, добытая в российской акватории, на 35% дешевле, чем добытая зарубежными рыбаками.

Причин столь существенного отличия цен на экспорт и импорт может быть много: от низкого уровня переделов в России до серых схем рыбодобытчиков, занижающих свои финансовые показатели и скрывающих прибыль в офшорах. Тем не менее эта разница в 35% — огромный стимул для развития отрасли. Реализуя такой потенциал, рыбодобытчики России могут поднять свою выручку на 50% лишь за счет выравнивая средних экспортных и импортных цен на килограмм рыбы.

С точки зрения рейтинга такая прибавка даст возможность еще нескольким компаниям войти в него, но это мелочи. Важно то, что рост выручки позволит компаниям нарастить прибыль, кредитный ресурс, налоговую базу, а все вместе позволит увеличить валовой региональный продукт тех субъектов, где эта добыча ведется.

Производительность земли у компаний АПК 72-03.jpg
Производительность земли у компаний АПК

Западные веяния

Несмотря на санкции и контрсанкции, российский АПК остается интересным бизнесом и для иностранцев. В первую волну инвестиций под контроль западного капитала ушло множество крупных предприятий. Например, французский холдинг Danone активно инвестировал в новые мощности, а в 2010 году поглотил крупную российскую структуру «Юнимилк».

Другой лидер рейтинга — ВБД, ныне структурное подразделение американского холдинга PepsiCo. «Каргилл» — российская «дочка» Cargill, который много чего приобрел в России по мере своего развития: в частности, перегрузочные терминалы, компанию «Пурими».

Агропромышленная корпорация «Дон» была основана при участии и технологическом сопровождении немецкой Tönnies Fleischwerk — крупнейшего мясоперерабатывающего производства в Европе. И через ряд компаний до сих пор контролируется немецким производителем.

Но эта инвестиционная волна закончилась с введением санкций. Сейчас же начался новый приток западных инвестиций. Так, французская Sucden в прошлом году начала выкуп Елецкого сахарного завода у российского агрохолдинга «Трио», а в этом году сделку уже закрыли. «ЭкоНива» Штефана Дюрра приобрела агрофирму «Детчинское» в Калужской области, сельхозпредприятие «Труд» в Ленинградской области (продавцом стал Агрокомплекс имени Н. И. Ткачева), а также подала ходатайство о покупке предприятия «Каширинское» в Рязанской области.

Производительность труда в АПК 72-04.jpg
Производительность труда в АПК

То есть постепенно отрасль вновь становится инвестиционно привлекательной для западного капитала, хотя в целом 2018–2020 годы стали временем затишья на рынке слияний и поглощений в АПК. Тем не менее рынок все равно вынужден укрупняться и консолидироваться. Перепроизводство в некоторых областях диктует игрокам новые правила, и они вынуждены либо повышать эффективность производства, а это возможно преимущественно за счет эффекта масштаба, либо выходить на экспорт.

Экспорт — важнейший тренд последних лет. Перед отраслью стоит большая цель: к 2025 году нарастить вывоз продукции вдвое, до 45 млрд долларов. Сегодня основная позиция в российском агроэкспорте — сырье (то есть зерно и масло). Задача — переломить ситуацию и сделать ставку на продукты с более высокой добавленной стоимостью. По планам правительства, экспорт переработанной продукции к 2025 году должен вырасти втрое — до 8,6 млрд долларов, а на развитие агроэкспорта в нацпроекте до 2024 года заложено 407 млрд рублей. Средства в основном пойдут на льготное кредитование, возмещение транспортных затрат, субсидии на развитие мелиорации земель.

Тем не менее выход на экспортный рынок требует также определенных масштабов деятельности и стандартов качества. Поэтому консолидация компаний АПК в России так или иначе будет продолжаться. И главными бенефициарами этого процесса станут компании из рейтинга «Эксперт АПК».