Греф остался в одиночестве

16 ноября 2020, 00:00

Экосистема Сбера, не успев сформироваться, похоже, уже трещит по швам. Financial Times (FT) сообщила, что Сбербанк и Mail.ru якобы ведут переговоры о «разводе». Напомним, Mail.ru и Сбер через холдинг О2О совместно развивают сервисы Delivery Club, «Ситимобил», «Самокат» и «Кухня на районе». Совместную платформу ИТ-компания и банк решили создать чуть больше года назад, летом 2019-го: тогда предполагалось, что это будет платформа так называемых O2O-сервисов (online-to-offline) в сфере транспорта и еды, отсюда и название совместного предприятия: О2О. Mail.ru Group внесла в новую компанию свои доли в Delivery Club (100%) и «Ситимобил» (22,69%), а Сбер — долю в Foodplex (35%) и около 38 млрд рублей. Если бы внесенные активы позволили достичь за год существенных результатов, Сбер и Mail.ru добавили бы еще определенные денежные суммы.

МИХАИЛ ТЕРЕЩЕНКО/ТАСС
Быстрее из экосистемы Сбера
Читайте Monocle.ru в

И вот в конце сентября 2020 года Сбер с большой помпой презентовал свою новую экосистему, где эти сервисы должны были занять важное место (подробнее см. «Чьим вассалом ты хочешь быть», «Эксперт» № 40). Одновременно со Сбером о партнерстве в совместной экосистеме заявили «Яндекс» и Тинькофф-банк. Но через три недели «Яндекс» и «Тинькофф» передумали сливаться: в Тинькофф-банке хотели получить очень много за свое детище, при этом были не согласны с полным поглощением банка «Яндексом». А теперь под вопросом и будущее экосистемы Сбера.

По информации FT, компании не смогли договориться о том, что станет основой их общей экосистемы: Mail.ru настаивала на использовании «ВКонтакте», а Сбербанк продвигал свою финансовую платформу. Возможно, ситуация похожа на произошедшую с Тинькофф-банком и «Яндексом»: Сбер хотел бы поглотить активы Mail.ru, с чем последняя была не согласна. В Сбербанке заявили, что отношения с Mail.ru партнерские и все компании, входящие в СП, успешно развиваются, но «развод» с Mail.ru не опровергли.

«Согласование целей и задач зачастую становится камнем преткновения для двух крупных игроков, организующих СП, — комментируют аналитики “Атона”. — Неудивительно, что Mail.ru и Сбер столкнулись с теми же проблемами, что ранее испытали “Яндекс” и Сбер в рамках своего СП (в результате чего стороны прекратили сотрудничество). Как урегулировать возникшие разногласия без существенных уступок со стороны одного из партнеров, непонятно. На наш взгляд, основной риск состоит в том, что, пока интересы сторон не будут согласованы, СП окажется не способно демонстрировать оптимальные темпы роста и развития».