Конец «восточной» судебной эпопеи

16 ноября 2020, 00:00

Арбитражный суд Амурской области в Благовещенске прекратил рассмотрение иска банка «Восточный» к Evison Holdings, находящейся под контролем фонда Baring Vostok (владеет 41,6% акций «Восточного»), и Майклу Калви, основателю и управляющему этого фонда. Иск прекращен по заявлению банка «Восточный», все обеспечительные меры сняты. Объем претензий по иску составлял 9,8 млрд рублей. Так закончился спор вокруг банка, но не дело Майкла Калви.

СЕРГЕЙ КАРПУХИН/ТАСС
Корпоративный спор решен, но Майклу Калви грозит еще уголовное преследование

Конфликт между структурами Артема Аветисяна и Baring Vostok начался еще в 2018 году. Майкл Калви и другие фигуранты уголовного дела были задержаны в феврале 2019 года после заявления в ФСБ России (та передала его в Следственный комитет РФ) от партнера Аветисяна Шерзода Юсупова. И вот сейчас, похоже, конфликт подошел к завершению: Аветисян и Юсупов получили что хотели. В конце октября 2020-го Finvision Holdings (также владелец 42% акций «Восточного») Артема Аветисяна и Evison сообщили об урегулировании взаимных претензий в рамках мирового соглашения. Напомним, в 2019 году тот же самый Арбитражный суд Амурской области постановил, что Baring Vostok должен предать свои 9,99% акций «Восточного» холдингу Finvision. До передачи акций стороны владели 51,6 и 32% соответственно. После исполнения постановления контроль над «Восточным» перешел к Аветисяну и его партнеру Шерзоду Юсупову (7,99%). Их суммарный пакет (если считать без округления) немного превышает 50%.

В рамках мирового соглашения предполагается отозвать иски из всех судов (их подавали обе стороны), включая зарубежные. Впрочем, это соглашение не касается уголовного дела против Майкла Калви. Его и других фигурантов дела обвиняют в хищении (мошенничество, позже переквалифицированное в растрату) из банка «Восточный» 2,5 млрд рублей. Деньги были переданы Первому коллекторскому бюро (ПКБ, подконтрольно Майклу Калви) в виде невозвратного кредита. В конце октября ПКБ и «Восточный» договорились по этому вопросу, и кредит в 2,5 млрд рублей был погашен. Однако уголовное дело продолжается, так как возврат денег не является основанием для его прекращения.

И Evison, и Finvison не раз заявляли: уголовное дело не связано с корпоративными спорами, так что Генеральная прокуратура утвердила обвинительное заключение в тот же день, когда было заявлено о достижении соглашения в рамках корпоративного спора. Правда, при этом Верховный суд РФ освободил Майкла Калви из-под домашнего ареста и заменил его на более мягкие ограничительные меры — это произошло 12 ноября, в тот же день, когда Арбитражный суд Амурской области прекратил рассмотрение иска «Восточного» к Evison. Тем не менее впереди у Калви и других топов Baring еще суд по этому обвинению, хотя адвокаты Калви настроены оптимистически.

«Восточный» сейчас занимает 35-е место по активам (193,9 млрд рублей) среди российских банков. Основу его кредитного портфеля составляют краткосрочные кредиты физическим лицам, на ипотеку приходится около трети кредитного портфеля физлиц. Хотя в конце апреля PwC (аудитор «Восточного») высказывала сомнения в способности банка продолжать свою деятельность из-за низкого уровня запаса капитала банка и пандемии, в банке подготовили план действий по повышению достаточности капитала в условиях кризиса. И к текущему моменту, судя по его финансовым показателям, он преодолел сложный период с минимальными потерями, а его активы после снижения снова начали осторожно расти.