Причиной недовольства Польши и Венгрии стали итоги саммита ЕС, который прошел в начале ноября. Тогда под давлением Парижа, Берлина и Брюсселя было принято решение увязать предоставление субсидий с соблюдением норм, ценностей и принципов правового государства. Речь шла прежде всего о Венгрии, Польше и о сочувствующих им Чехии и Словакии (Вышеградская группа). Эти страны саботируют целый ряд решений и рекомендаций ЕС в области права, свободы СМИ, миграционной политики и прав ЛГБТ.
Чтобы не быть оштрафованными, вернее не быть лишенными премии, за чрезмерную самостоятельность, Варшава и Будапешт встали на путь грязного шантажа. «Виктор Орбан (премьер-министр Венгрии. — “Эксперт”) удерживает в заложниках весь союз, задерживает нашу реакцию на экономический кризис. Он борется не за что-то значимое, а за то, чтобы продолжать воровать средства ЕС для своей личной выгоды», — заявил германский евродепутат Даниэль Фройнд. Руководители западноевропейских стран и высшие чиновники ЕС более дипломатичны в своих оценках, но сути происходящего это не меняет.
Заблокированный бюджет был с большим трудом согласован в июле этого года, тогда Дания, Нидерланды, Швеция, Австрия и Финляндия фактически отказались выделять деньги пострадавшим странам: Италии, Испании и Франции. В результате многодневных дискуссий пришли к компромиссу: из 750 млрд евро помощи особо пострадавшим от коронавируса странам будет безвозмездно предоставлено 390 млрд, а 360 млрд — в виде кредитов со сроком погашения до 2058 года. Вставив палку в бюджетное колесо ЕС, и без того работающее со скрипом, Польша и Венгрия рискуют навлечь на себя гнев не только Берлина и Парижа, но и большинства стран Евросоюза.
Но из-за специфического алгоритма принятия решений внутри ЕС (требуется всеобщее одобрение) становится совершенно невозможно наказать Польшу и Венгрию без их согласия. Восточноевропейские страны, в свою очередь, беззастенчиво пользуются своей безнаказанностью и при этом продолжают требовать субсидии от Брюсселя.