Анна Леконцева заходит в секонд-хенд. Долго ходит от одного ряда к другому, внимательно рассматривая каждую вещь. В результате отбора в ее корзину попадают блейзер и косуха, с ними она направляется к двум художникам, а через несколько дней забирает, но уже с принтом, нашивкой или надписью. Анна делает фото «новых» вещей и размещает их в инстаграме на странице RigRaise, а сами вещи попадают на вешалки магазина RigLavka.
Год назад Анна основала бренд-ресейл, то есть перепродажу экологичных вещей RigRaise, где продает переработанную одежду двух типов обработки — апсайкл (поверхностная обработка вещей вторичного пользования) и ресайкл (создание новых вещей путем глубокой переработки сырья). Предпринимательница уверена, что будущее за снижением объема производства новых вещей и ростом вторичного потребления.
Искусство, которое носят на себе
До появления RigRaise Анна Леконцева уже работала на fashion-рынке. Её карьера началась с маркетплейса русских дизайнеров, которых она объединяла на одной онлайн-площадке: «В России очень много дизайнеров, они работают по всей стране, но не было магазина, где были бы только русские дизайнеры, и я решила такой магазин создать», — рассказывает она. За время работы с профессионалами дизайна, помогая им открывать шоурумы, она стала экспертом в этой области. Ход событий круто изменила поездка на китайские швейные фабрики: когда Анна увидела, сколько одежды там производится, продвигать пошитую зачастую китайцами одежду русских брендов ей уже не захотелось. Но интерес к fashion-рынку сохранился, к тому же Анна увлекалась современным искусством, и возникла мысль работать с товарами вторичного пользования, видоизменяя их с помощью современных художников. Ее идею поддержал бизнесмен Сергей Поппер, у которого был подобный опыт: его дети дорабатывали дизайн готовой одежды и продавали. Сначала партнеры решили создавать вещи по типу переработки апсайкл. Покупали их в секонд-хенде, где, кстати, попадается одежда известных брендов. «Нам важно, чтобы вещи были высокого качества и подходили с точки зрения дизайна для дальнейшей доработки», — говорит предпринимательница. По цене каких-то явных ограничений нет, но очень дорогие вещи компания не покупает, 3–12 тысяч рублей — предел. Изначально закупались вещи на собственные средства, а потом из оборота. Среди художников, с которыми стали сотрудничать, есть известные имена, например Дмитрий Цветков, но большая их часть — начинающие. «Начинающие нам даже интереснее, потому что процент за свою работу у них ниже, а среди них есть очень талантливые люди. Художников, которые сами перерабатывают готовые вещи в уникальные изделия, довольно много, но для продажи их вещи редко подходят — качество очень кустарное, вы такое носить не станете. Но если мы видим, что дизайнер перспективный, то даем технолога и швею для реализации его идеи», — говорит Сергей Поппер.