Стивен Пинкер выдвигает тезис, парадоксальный настолько, что заставляет усомниться в степени адекватности автора: на протяжении всего текста почти в тысячу страниц он пытается убедить нас, что человечество век от века становится чище и добрее. Самый очевидный контраргумент рожденному в его уме тезису — почти беспрерывные войны на протяжении всего XX века, пик которых пришелся на десятые и сороковые годы, он опровергает, прибегая к относительным показателям вместо абсолютных. В качестве образцов древней жестокости он приводит гомеровские и библейские тексты, где насилия и в самом деле предостаточно. Еще один способ Пинкера погрузиться в прошлое и сделать выводы относительно того, как именно тогда жили люди, — это свидетельства об образе жизни человеческих сообществ, развитие которых остановилось на племенной фазе, что позволяет ученым воспринимать их как носителей нравов древнего человечества и изучать их поведение именно с этой точки зрения.
Пинкер прочитал Гомера, но упустил из виду другой не менее величайший эпос, порожденный в глубине древнеиндийской культуры, — «Махабхарату», хотя именно там он мог бы найти куда более впечатляющие свидетельства о масштабах человеческих жертв в битвах тысячелетней давности: по некоторым оценкам, количество жертв именно в этой битве, которая длилась всего восемнадцать дней, находится в диапазоне от шестисот миллионов до миллиарда человек. Сражающиеся использовали не только холодное оружие, но и брахмастры — прообраз современного ядерного оружия, которое обладало куда большей разрушительной силой и было невероятно точным — оно управлялось силой мысли. Оно могло уничтожить как целую армию, так и отдельного человека. Защититься от него был невозможно. По сравнению с этой битвой и в самом деле все последующие войны и сражения выглядят мелкими, а количество жертв в них — незначительным.
Спад насилия в результате укрепления государства и развития торговли происходит сам по себе и является своего рода побочным продуктом, но цивилизационное наступление — это целенаправленные попытки части общества (обычно женщин, старейшин или религиозных деятелей) усмирить местных «рэмбо» и восстановить нормальную жизнь
Но «Махабхарату» Пинкер не читал, иначе непременно вставил бы пару цитат из нее в свою книгу, и тогда бы все могло сложиться в стройную теорию. Вместо этого Пинкер манипулирует относительными значениями, пытаясь убедить нас в том, что увеличение числа жителей на планете автоматически масштабирует количество жертв в военных и другого рода конфликтах. Не обходит он вниманием и животных. И здесь тоже видит прогресс: если раньше «фермеры кастрировали и клеймили скот, прокалывали уши и носы, купировали хвосты», то сейчас, о чудо, среди людей появились те, кто даже полностью отказался от употребления мяса в пищу: «Процент вегетарианцев хоть и растет, но все еще настолько низок». И тут же оговаривается: «Однако он и не должен быть высоким. Быть вегетарианцем и заботиться о качестве жизни животных не одно и то же». Это еще один пример логической слепоты Пинкера, обретенной им в попытке объять необъятное и перевернуть историю человечества с ног на голову. Впав в многословие, он использует в качестве доказательств факты, которые в действительности работают против его теории.