Где найти рабочего-программиста?

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
15 февраля 2021, 00:00

В России обостряется дефицит технических рабочих кадров. С одной стороны, отстают образовательные программы в учебных заведениях, с другой — на фоне стремительного технологического развития квалифицированные рабочие специальности требуют все новых компетенций, подготовить которые сейчас представляется возможным только в тесном взаимодействии образовательной среды и бизнеса

ЕВГЕНИЙ КУРСКОВ/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

«Экономисты и юристы вместо токарей, монтажников и других рабочих специальностей» — под таким девизом последние десятилетия развивался российский рынок труда. В 1990-е на фоне стремительной деиндустриализации снижалась и роль рабочих технических специальностей. Согласно исследованию НИУ ВШЭ «Система профессионального образования: как научиться слышать сигналы рынка труда?», за последние пятнадцать лет число руководителей в России увеличилась в 2,2 раза, специалистов высшего уровня квалификации — почти в полтора раза, работников сферы обслуживания — на 36%. При этом число специалистов технических специальностей заметно сокращалось: квалифицированных рабочих за последние полтора десятилетия стало меньше на 10,9%, неквалифицированных — на 20,6%, а, в частности, квалифицированных работников сельского хозяйства — на 40,5%. 

Сейчас ситуация меняется: при росте реального производства возрастает и спрос на квалифицированные рабочие кадры, которых в последнее время катастрофически не хватает. Согласно исследованию Центра мониторинга развития промышленности, в котором участвовали 500 руководителей предприятий, с проблемой дефицита высококвалифицированных рабочих сталкиваются сейчас более половины производств, еще 30% не хватает специалистов среднего звена (мастера участков, технологи, бригадиры и проч.). а об отсутствии проблем с формированием штата рабочих на своих предприятиях сообщили лишь около 20% респондентов. 

По данным Института экономической политики и РАНХиГС, обеспеченность кадрами в сфере промышленности в России сейчас опустилась до 80%, и это рекордно низкий показатель с 2014 года. «В нашей отрасли — лесопромышленном комплексе — острый дефицит высококвалифицированные специалистов технической направленности, — разделяет эту озабоченность Ирина Кузьмина, руководитель направления по подбору и адаптации персонала российской компании “Свеза” (мировой лидер в производстве березовой фанеры). — Например, нам не хватает таких специалистов, как слесарь-электрик, слесарь-ремонтник, инженер-электрик, техник по ремонту оборудования. В последние годы здесь ничего не меняется: остаются очень востребованы технические специалисты, связанные с обеспечением работы оборудования». 

Трансформация компетенций 

Возрастающий дефицит специалистов технических профессий связан прежде всего с тем, что система образования не поспевает за динамично меняющимся ландшафтом требуемых для бизнеса компетенций. Многие производственные процессы на предприятиях буквально на глазах превращаются в сложный технологический процесс, обслуживать который не под силу простому рабочему без соответствующих навыков. 

В последние годы российская образовательная система наращивает число обучающихся по средним техническим специальностям: по данным НИУ ВШЭ, в настоящее время в системе российского среднего специального образования (СПО) учится более полумиллиона человек, примерно на 50% больше, чем десять лет назад (см. график 1). Однако пока программы обучения здесь оставляют желать лучшего. «Самая большая проблема на сегодняшний момент заключается в отрыве реальности от того, чему учат, — сетует Сергей Агеев, генеральный директор компании ТЭЭМП (производство накопителей энергии; входит в промышленный холдинг “Ротек”). — И дело не только в том, что априори за период обучения уже многое успевает измениться. У нас до сих пор по многим техническим специальностям учат по учебникам семидесятых годов или их переизданиям, которые по объему знаний — полувековой давности. С одной стороны, это правильно: мы должны понимать, с чего все начиналось, сначала изучить фундамент. Но потом должны быть дальнейшие надстройки, которые не включены в нынешнюю образовательную программу. И получается, что выпускники у нас просто не знают о новых технологиях, способах проектирования и применения современного оборудования.

«Современный мир, без преувеличения, создан усилиями представителей технических профессий, однако даже у максимально консервативных отраслей не останется возможности не подключать новые технологии и системы для эффективной работы, — продолжает Мария Шиповалова, директор по персоналу и коммуникациям компании FM Logistic в России. — Например, уже сейчас в логистике используются дроны для инвентаризации, роботы-погрузчики для перемещения палет и автоматизированные системы хранения. Прорывные технологии появились и в других традиционных отраслях: в медицине, например, искусственные сердца или легкие стали реальностью, врачи проводят операции с помощью камер и роботизированных инструментов, искусственный интеллект используется в финансовой сфере для алгоритмической торговли, исследования рынка или анализа данных, управления финансовым портфелем. Тяжелая промышленность помимо различных роботов работает над “умными” системами, которые смогут самостоятельно запускать процессы, рассчитывать циклы. Поэтому требуются более квалифицированные специалисты, которые, например, умеют прописывать задания роботам, вносить необходимые настройки и доработки, а также проводить их техническое обслуживание». 

Курс на профессии будущего 

Представители различных отраслей экономики утверждают, что большинство технических специальностей в ближайшем будущем будут связаны с компьютерами и цифровой трансформацией, которая полным ходом идет в мировой промышленности. Так, Агентство стратегических инициатив (АСИ) прогнозирует, что в ближайшие десять-пятнадцать лет появится свыше 350 абсолютно новых профессий на стыке отраслевых знаний и ИТ. Согласно регулярно обновляемому «Атласу новых профессий», который АСИ создает совместно со школой управления «Сколково», в ближайшее время будут особенно востребованы такие профессии, как ИТ-генетик, архитектор виртуальной реальности, организатор интернет-сообществ, инженер-технолог рециклинга летательных аппаратов, строитель «умных» дорог, инженер 3D-печати в строительстве и других областях. «Мир быстро переходит на “цифру”, и профессии, связанные с информационными технологиями, наиболее востребованы, — отмечает Наталья Комарова, HR-директор Orange Business Services в России и СНГ. — Сейчас на рынке остро не хватает дата-аналитиков, специалистов по пользовательским интерфейсам и пользовательскому опыту, экспертов в области нейронных сетей и машинного обучения. Нужны ИТ-специалисты, разбирающиеся в специфических отраслевых проблемах, например промышленного производства, добывающего и перерабатывающего комплекса, химической промышленности, медицины. Айтишники с глубоким знанием той или иной отрасли сейчас на вес золота. Если банковский сектор смог привлечь огромное количество разработчиков, обучить их, “заточить” под специфику финтеха, то на производствах дела обстоят не так радужно. В металлургии, в химической, косметической и пищевой промышленности квалифицированных кадров хронически не хватает».

«В век информационных технологий одними из наиболее востребованных сотрудников являются технические специалисты, связанные с их созданием, развитием или сопровождением, — соглашается Анатолий Безрядин, технический директор ИТ-компании ОТР. — В 2010–2019 годах, согласно данным HeadHunter, спрос на ИТ-специалистов вырос на 885 процентов. В 2020 году он также увеличился в связи с переходом на удаленную работу и повышенным вниманием к вопросам информационной безопасности. При этом в последнее время на рынке появился целый ряд новых ИТ-профессий. Например, в Сети уже можно повстречать вакансии проектировщиков “умной” среды, специалистов по робототехнике, инженеров 3D-печати, архитекторов и дизайнеров виртуальной реальности. В будущем такие специалисты будут более чем востребованы, так как технологии, с которыми они связаны, активно идут вперед». 

Впрочем, в ближайшее время речь будет идти не о замене ходовых профессий на цифровых специалистов, а скорее о взаимном проникновении ключевых компетенций в разных сферах. «В ближайшей перспективе будут востребованы такие специалисты, как разработчики интернета вещей, проектировщики нейроинтерфейсов, инженеры по оцифровке и хранению памяти, программисты, — говорит Ирина Гришина, заместитель генерального директора по управлению персоналом Step Logic. — Но если говорить об “умирании” профессий, то здесь, скорее, больше применим термин “ассимиляция”: инженерные профессии не будут исчезать, а станут функционально пересекаться с другими, давая в сумме новые направления для работы специалистов. Эти направления будут требовать кросс-функциональных знаний, а также умения реализовать задачи с помощью системного подхода. В настоящее время уже трудно назвать области, которые не подвергаются цифровой трансформации: цифровизация идет повсеместно, в том числе в гуманитарных сферах. Безусловно, в системах “человек — человек”, таких как медицина, личное консультирование, присутствие человека остается обязательным, но все процессы отрасли, которые можно оснастить технически, автоматизируются и роботизируются. Наблюдается рост востребованности инженеров с наличием специализации по построению систем и технических решений для определенных отраслей». 

Бизнес идет в школу 

Российская образовательная система старается оперативно подстроиться под новые требования рабочих и технических специальностей будущего. Например, Министерство труда РФ с 2015 года регулярно публикует списки из 50 самых востребованных профессий, требующих среднего профессионального образования. В соответствии с этими документами в системе СПО появляются новые учебные программы по таким специальностям, как «аддитивные технологии», «графический дизайн», «мехатроника и мобильная робототехника, «технология изготовления и обработки изделий из полимерных композитов», «эксплуатация беспилотных авиационных систем». Однако все равно система образования не поспевает за изменениями потребностей реального бизнеса. Решением этой проблемы может быть активное участие предприятий в образовательном процессе. «Традиционные программы подготовки будущих кадров не успевают за технологиями и изменениями рынка, чтобы обеспечить себя готовыми специалистами, компании вынуждены интегрироваться в образовательную среду. — говорит Екатерина Гришина, руководитель программы «Лидеры производительности», директор Центра повышения производительности Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России. — Важным элементом системы образования становятся коллаборации вузов и профессиональных учебных заведений с промышленными компаниями, такие как “Росатом” и МИФИ, ЧТПЗ и Первоуральский металлургический колледж. При этом на первый план выходит принцип дуального обучения, когда 60 процентов времени учащихся посвящено практике на промышленных предприятиях». 

Представители предприятий согласны, что пока им самим приходится принимать участие в формировании нужного им «кадрового резерва». «Наша компания старается подходить к решению проблемы кадрового резерва комплексно, — говорит Ирина Кузьмина из компании “Свеза”. — Например, у нас действует программа летних стажировок, которая позволяет привлекать студентов на трехмесячную практику и затем, по результатам стажировки, трудоустраивать их. Многие участники нашей программы летних стажировок в результате остаются с нами, поскольку мы смогли заинтересовать их в дальнейшем профессиональном развитии в компании. Чтобы гарантировать стабильный рост компании, мы рассчитываем потребность в кадрах на несколько лет вперед. Создание кадрового резерва — одна из целей, которую мы планируем достичь благодаря взаимодействию с высшими и средними специальными учебными заведениями».

«Партнерство с ведущими производственными корпорациями имеет большое значение, и сейчас оно носит разнообразные формы, — продолжает Николай Рогалев, ректор НИУ МЭИ. — Во-первых, это учебно-методическая поддержка: мы строим учебный процесс, согласовывая его с реальными потребностями производственных компаний, ориентируясь на их практические запросы и стратегии развития. Во-вторых, компании помогают учебному заведению с оборудованием учебных стендов, максимально приближенных к практическим условиям работы на производственных объектах. В-третьих, сотрудничество с бизнесом обеспечивает все возможные формы производственной практики для студентов. В-четвертых, студенческие стройотряды работают на инфраструктурных отраслевых объектах». 

Ну а после того, как молодой специалист уже приступает к работе в компании, его также необходимо доучивать в приобретении нужных навыков. «По нашему опыту, наиболее эффективный способ обучения — это training on task, когда молодые специалисты включаются в проект, получают амбициозные для их уровня задания, но не остаются без присмотра старших товарищей, готовых в нужный момент подставить плечо, — отмечает Дмитрий Мешков, исполнительный директор компании “Соллерс Инжиниринг”. — Главное — обучать специалиста не формально, а увлечь его интересной работой и возможностью профессионального роста, чтобы он захотел остаться в этом бизнесе. Возможность участия в амбициозных проектах, получение новых знаний о реализации подобных проектов глобального уровня являются мотивирующим фактором для приобретения специалистами новых компетенций».

«Технические вакансии закрывать сложно»

Евгения Андреева, специалист по подбору персонала Rockwool Russia (производство строительных материалов): 

— Средне-специальное и высшее техническое образование сегодня, с одной стороны, в большинстве случаев характеризует склад ума потенциального сотрудника, с другой — дает обязательные для успешного выполнения работы знания. Ведь современный инженер автоматизированной системы управления предприятием не может выйти из учебного заведения без базовых навыков программирования, а слесарь-ремонтник — без знания механизмов и чтения чертежей. Но, думаю, большая часть работодателей согласится, что технические вакансии закрывать сложно по ряду причин. Это связано с тем, что был определенный провал в популярности технических профессий. Кроме того, в некоторых отраслях технологии развиваются быстрее, чем система образования. Наконец, работодатели сейчас стремятся закрыть вакансию сразу опытным кандидатом. Все это приводит к тому, что часто молодые специалисты не знают, где они могут получить работу, а работодатели при этом жалуются на сложности с поиском кандидатов. В нашей компании технические специальности представлены большим количеством профессий. Это квалифицированный рабочий персонал, инженеры, специалисты центра проектирования и другие. Мы работаем на опережение ситуации и наряду с подбором опытных сотрудников занимаемся популяризацией технических и инженерных профессий для студентов и выпускников. Это своего рода профориентация — мы рассказываем о нашем заводе, технологиях производства, профессиях, которые обеспечивают работу предприятия. Особую ценность добавляет то, что рассказ идет от первого лица — наши коллеги приходят, делятся реальным опытом и отвечают на все вопросы ребят.