Казанский Банк 131 — единственная компания, которая получила банковскую лицензию за последние пять лет. У банка нет физических отделений, он специализируется на высокотехнологичных решениях для российского и международного интернет-бизнеса и цифровой экономики. В первую очередь это платежные сервисы. Кредитов Банк 131 не выдает, право на привлечение денег физических лиц пока не входит в его лицензию.
По данным отчетности, на начало 2021 года активы Банка 131 достигли 1,3 млрд рублей. Это немного по сравнению с большинством российских банков: по состоянию на 1 декабря 2020-го банк занимал 357-е место по активам среди российских банков (ренкинг «Эксперт РА»). Но за 2020 год они выросли примерно на 117%, а с момента начала работы в 2019 году — более чем на 270%.
По большей части активы Банка 131 размещены на депозитах в ЦБ и на корреспондентских счетах в других банках. Основная часть обязательств — средства юрлиц, которые будут использованы ими же для оплаты продуктов банка. Чистый процентный доход по итогам 2020 года составил 34,2 млн рублей, чистый комиссионный доход — 21,5 млн рублей. Бизнес Банка 131 пока убыточен: чистый убыток в 2020 году составил 17,2 млн рублей.
Заместитель председателя правления Банка 131 Анна Кузьмина рассказала «Эксперту», на чем сфокусирован новый банк, кого он обслуживает и как можно зарабатывать на банковском рынке в новых условиях.
— Как возникла идея создать Банк 131? Можно ли его назвать необанком?
— Да, нас называли необанком и челленджер-банком. Эти термины популярны в западной прессе по отношению к финтех-индустрии. В Европе есть некоторое противостояние традиционных банков и финтех-проектов. Поэтому и появляются термины, чтобы отличать одно от другого. Наша ситуация отличается от европейской: в России банки сами являются финтех-компаниями. Похожая ситуация с развитостью финансовых технологий есть, наверное, только в Китае и Юго-Восточной Азии. Впрочем, даже там финтех в основном развивают не банки, а другие компании.
Банк 131 не фокусируется на традиционных банковских услугах, так что нас правильнее будет назвать финтех-проектом с банковской лицензией. Мы, когда создавали банк, понимали, что конкурировать напрямую по традиционным банковским продуктам с такими гигантами, как Сбербанк, Альфа-банк, ВТБ, «Тинькофф», просто не сможем. Для этого требуются годы и огромные вложения. Помимо этого стоимость привлечения клиентов на банковском рынке невероятно высока. Поэтому мы развиваем платежные продукты, которые в России традиционно делались либо отдельными подразделениями банков, либо такими компаниями, как ЮKassa, Robokassa, CloudPayments. Развивать кредитование тоже пока не планируем.