От школьной парты к станку

Александр Лесных
15 февраля 2021, 00:00

Как в России работает новый подход к подготовке профессиональных кадров

Читайте Monocle.ru в

В российском среднем и высшем образовании давно существует серьезная проблема с профориентацией: вчерашние школьники поступают в любые вузы и на любые специальности, лишь бы хватило баллов ЕГЭ, а потом либо заканчивают их и в тот же день навсегда забывают о своей специальности, либо и вовсе бросают учебу на полпути и сразу идут работать, благо во многих компаниях уже привыкли закрывать глаза на отсутствие диплома о высшем образовании и оценивают соискателей по их навыкам, а не по наличию «бумажки».

Такая практика очень негативно сказывается на ситуации с профессиональными кадрами в тех сферах, где они действительно нужны и где невозможно работать без специального образования. Выходит так, что многие крупнейшие российские промышленные предприятия вроде бы и рады нанимать молодых профессионалов и платить им достойную зарплату, но даже зная, сколько человек и в каких университетах учатся на необходимых специальностях, рассчитывать на то, что все они по окончании вуза вообще захотят работать в этой области, не приходится.

Чтобы решить проблему дефицита кадров, предприятия вынуждены сами заниматься профориентацией своих будущих сотрудников, и некоторые из них начинают готовить для себя будущих специалистов, пока те еще сидят на школьной скамье.

Своя школа

Один из ярких примеров — химическое предприятие «Тольяттиазот» (ТОАЗ), запустившее в 2019 году программу создания инженерно-технических классов на базе школы № 41 и гимназии № 35, где школьники на более глубоком уровне изучают химию, физику и математику либо физику, математику и информатику — в зависимости от направления. Зачисление в эти классы происходит после подачи заявления вместе с результатами ОГЭ и портфолио, а также собеседования с учителями и представителями компании.

Сотрудники ТОАЗа постоянно встречаются со школьниками и рассказывают им о профессиях, востребованных на предприятии — вкупе с экскурсиями на промплощадку это позволяет сформировать у них представление о профессиональной области в целом и понять, хотят ли они в будущем связать свою карьеру с этой отраслью.

Результаты образовательной программы уже хорошо видны: за прошлый учебный год в 41-й школе два старшеклассника сдали ЕГЭ по химии на 100 баллов, 28 учеников заняли призовые места в научных конкурсах окружного, регионального, всероссийского и международного масштаба. 

Свой вуз

На уровне высшего образования ТОАЗ активно сотрудничает с Тольяттинским госуниверситетом (ТГУ). В беседе с «Экспертом» директор Института химии и энергетики ТГУ Павел Мельников рассказал, что с 2015 года в опорном Тольяттинском государственном университете совместно с ТОАЗом реализуется программа «Профориентация». В ее рамках со студентами заключаются договоры, и, если они успешно сдают сессии, ТОАЗ платит им стипендию от 20 до 30 тыс. рублей. А окончив университет, эти выпускники должны отработать на предприятии три года.

«За время сотрудничества с предприятием было сделано многое для улучшения учебного процесса, в том числе для оснащения университета необходимым оборудованием. В 2016 году на средства “Тольяттиазота” была запущена корпоративная лаборатория “Процессы и аппараты химических производств”, — рассказывает Павел Мельников. — Ежегодно предприятие выделяет средства на дооснащение лабораторий Института химии и энергетики. В 2019 году ТГУ получил от завода 35 высокоточных приборов, последняя партия оборудования — восемь единиц — поступила в ТГУ в сентябре 2020 года».

В 2020 году, несмотря на пандемию и «удаленку» ТОАЗ продолжил реализацию программы «Профориентация». В ТГУ состоялся запуск научно-исследовательской работы школьников по темам ТОАЗа, совместно с департаментом образования администрации Тольятти ТГУ организовал для школьников встречи с профессионалами-химиками и их уроки в рамках проекта профессионального самоопределения «7 шагов к профессии», совместно со школой № 41 прошел интеллектуальный конкурс «Марафон по химии». 

Еще один шаг навстречу работодателю ТГУ сделал, внедрив в 2017 году в учебный процесс сквозную проектную деятельность. Новые профессиональные и личные компетенции студенты получают через участие в решении проектных кейсов, которые зачастую являются реальными задачами конкретных предприятий, в том числе ТОАЗа. За последние три года более 270 студентов прошли на заводе практику. 

Заместитель генерального директора — директор по управлению персоналом АО «Корпорация “Тольяттиазот”» Сергей Гулькин считает, что работа на перспективу окупится: «На предприятиях химической отрасли процесс обновления персонала идет довольно медленно, средний стаж работы на ТОАЗе — порядка одиннадцати лет. Сейчас остро стоит вопрос сбалансированной замены сотрудников старшего возраста, выходящих на пенсию, передачи их опыта и знаний молодым специалистам. Мы ожидаем первой отдачи от инженерно-технических классов через пять-шесть лет, когда их выпускники, окончив школу и выбранный вуз, придут на “Тольяттиазот” хорошо подготовленными специалистами».

Цифровое развитие

Постепенно российские вузы все более активно идут навстречу коммерческим компаниям, готовя для них специализированные кадры и разрабатывая совместные образовательные программы. Такую работу, к примеру, уже давно проводят в ВШЭ. 

«НИУ ВШЭ активно сотрудничает с бизнесом, в первую очередь цифровым, бизнесом в области информационных технологий. Довольно давно, в первой половине 2000-х, университет сделал ставку на развитие технических специальностей именно в области цифровых технологий и сейчас является одним из лидеров как в исследованиях, так и в подготовке кадров для этой отрасли», — рассказал «Эксперту» вице-президент университета Игорь Агамирзян.

Фактически сейчас можно говорить о формировании в НИУ ВШЭ трех технических центров компетенций — в области машинного обучения и искусственного интеллекта (ФКН НИУ ВШЭ), в области интернета вещей и киберфизических систем (МИЭМ НИУ ВШЭ) и в области бизнес-информатики, то есть применения цифровых решений в управлении предприятием (ВШБ НИУ ВШЭ).

По всем этим направлениям развитие в НИУ ВШЭ идет в тесной кооперации с бизнесом — с «Яндексом», Сбером, 1С и многими другими компаниями. Это сотрудничество осуществляется как в форме привлечения представителей компаний к преподавательской деятельности, в частности через механизм базовых кафедр, так и в форме стажировок и практик студентов на базе цифрового бизнеса. 

Многие студенты уже со второго-третьего курса бакалавриата участвуют в реальных бизнес-проектах компаний и после выпуска приходят туда работать. Важным моментом в вузе считают внедрение проектного подхода к обучению студентов бакалавриата, при котором участие студента в коллективном и практико-ориентированном проекте становится обязательным условием прохождения им образовательного курса.

Другая форма сотрудничества с бизнесом — привлечение работодателей к формулировке требований к образовательным программам. Например, в 2020 году развитие программы бакалавриата по бизнес-информатике осуществлялось под контролем и руководством экспертного совета из представителей бизнеса, а во вновь образованном академическом совете этой программы большая часть членов совета — представители технологических компаний: Huawei, 1С, SAP, IBM, SAS, ЛАНИТ и других.

Целевой набор

В столице к будущей профориентации школьников подходят комплексно на общегородском уровне — в частности, в Москве есть целая программа предпрофессионального образования «Инженерный класс в московской школе». Елена Рыбальченко, директор Инженерно-технической школы им. дважды Героя Советского Союза П. Р. Поповича, участвующей в этом проекте, рассказала «Эксперту», что у ее школы заключены договоры о сотрудничестве с Московским физико-техническим институтом (МФТИ) и ПАО «МАК “Вымпел”». В рамках этого партнерства для учеников 10–11-го классов организуют занятия по профильным предметам с преподавателями вуза, в том числе в лабораториях МФТИ. А научные сотрудники «Вымпела» проводят профориентационные беседы со старшеклассниками, лекции по вопросам развития науки и техники.

«Все это способствует получению ребятами знаний о профессии инженера, мотивации к изучению таких предметов, как математика, физика, информатика, — рассказывает Елена Рыбальченко. — Кроме того, у нас запланировано провести в апреле физико-математическую олимпиаду для учеников 11-го класса нашей школы при участии МФТИ и МАК “Вымпел”».

В школе периодически проводятся встречи родителей и учеников с представителями предприятий. Например, в конце января этого года представители МАК «Вымпел», НПО «Алмаз», АО РТИ в ходе такой онлайн-встречи рассказали будущим выпускникам о возможностях целевого набора в технические вузы, по окончании которых ребята смогут сразу же стать сотрудниками этих предприятий. 

«Уже со второго курса университета студенты начинают проходить практику на этих предприятиях в рамках целевого набора, а начиная с четвертого или пятого курса — работать, продолжая обучение, в том числе в магистратуре, — объясняет директор школы. — Эти предприятия создают все условия для успешного обучения в вузе, платят стипендию успешным ученикам (именно от предприятия), помогают в профессиональном развитии и становлении нашим будущим инженерам». 

Такой возможностью уже воспользовались несколько выпускников школы: шесть человек в сейчас обучаются по программам целевого набора, двое из них уже работают на упомянутых предприятиях. Остальные сейчас учатся в вузе и постепенно подключаются к прохождению практики. 

Схожая система есть и в Московском государственном образовательном комплексе (МГОК). В сентябре там сформировали специальную целевую группу студентов по запросу фармацевтической компании «Р-Фарм». И скорее всего, эта практика сохранится, ведь потребности отрасли в специалистах среднего звена в одном только технополисе «Москва» в ближайшие пять лет составляет порядка полутора-двух тысяч человек.

«На данный момент остро ощущается дефицит работников среднего звена в области промышленной фармацевтики. Большинство представителей этой сферы — выпускники вузов, а требуются не только фармацевты, но и специалисты по эксплуатации технологического оборудования, разработке технологических процессов, — объясняет директор технополиса Геннадий Дегтев. — В связи с этим возникает необходимость подготовки и стажировки высококвалифицированных кадров под конкретный запрос работодателя».