Предложить более высокую премию, чем собирался, или снова признать аукцион несостоявшимся? Минфин России на минувшей неделе выбрал второй вариант. Десятого февраля ведомство предложило два выпуска с постоянным купоном с погашением в 2025 и 2031 годах и выпуск, привязанный к инфляции, с погашением в 2030-м. Для выпуска с постоянным купоном с погашением в 2031 году цена отсечения составила 96,31% номинала (доходность — 6,50% годовых); накануне на рынке небольшие сделки проходили по 98% номинала и 6,26% годовых, указывают аналитики Росбанка. Для «инфляционного» выпуска цена отсечения была установлена на уровне 100,01%, при том что на вторичном рынке похожие бумаги торгуются по 100,5–100,6% номинала. В итоге от размещения всех трех выпусков Минфин привлек в сумме 49,3 млрд рублей. Тот факт, что спрос был втрое больше (136 млрд), не помог ему разместить новые выпуски по более близким ко вторичному рынку уровням, то есть покупатели хотели получить еще более весомую премию, чем ведомство готово было дать.
Для сравнения: в начале февраля аукцион по выпуску семилетних ОФЗ 26236 и вовсе был признан несостоявшимся «в связи с отсутствием заявок по приемлемым уровням цен», а по инфляционному выпуску также пришлось дать солидную премию к рынку.
Для бюджета некритично
Так происходит потому, что на рынке российского госдолга сформировался узкий круг покупателей. Ведь в прошлом году иностранцы были не слишком активны, и новые ОФЗ (а их оказалось невероятно много: чтобы финансировать бюджетный дефицит, Минфин занял рекордные 5,27 трлн рублей) выкупали преимущественно крупнейшие банки. Они же остаются главными покупателями и сейчас — но, похоже, считают, что им должны платить больше за поддержку бюджета. «Размещение прошло по уже привычному сценарию: цена анонсированных бумаг за какое-то время перед аукционом заметно просела, и итоговое размещение прошло на еще более низких уровнях», — отмечают аналитики MMI.