«В хирургии нет мелочей. Когда тебе нужно срочно шить, а у тебя игла отрывается от нити, падает в кровь и ты должен ее искать — хуже не придумаешь», — буднично рассказывают врачи. И объясняют, почему даже такое на вид простое хирургическое изделие, как игла с нитью, российские больницы предпочитают закупать не у российских производителей. Это производство оказалось довольно технологичным. Его развитие в мире пришлось на время, когда в России шли демократические перемены и слова «промышленная политика», «самообеспечение» были, как сейчас говорят, вне дискурса. Когда туман революции рассеялся, а НАТО стала оборудовать базы вблизи российских границ, оказалось, что зашивать раны на людях нам нечем.
И предпосылок для изменения ситуации нет. «Наши больницы нужно обеспечить отечественными иглами, — считает Михаил Гусельников, гендиректор компании “Политехмед”, поставщика медицинской продукции. — Когда чиновники говорят: “Пусть будут импортные иголки”, — у меня всегда возникает вопрос: а для полевых госпиталей материал вы будете закупать у американцев?»
Игла с нитью в комплекте
Атравматическая игла в 1980–1990-е годы стала активно вытеснять из операционных традиционные хирургические иглы, в которые по принципу швейных сбоку вставляется медицинская нитка. Атравматические иглы делаются иначе: в просверленное или сделанное лазером отверстие в торце иглы помещается нитка, а затем обжимается специальным прессом. Так удается добиться наиболее гладкого перехода нити в иглу — у них примерно одинаковый диаметр, — что позволяет меньше травмировать ткани пациента. Причем саму иголку удается за счет этой конструкции сделать тоньше обычной. Важный нюанс: в отличие от обычной хирургической иглы, которую можно стерилизовать, атравматические — одноразовые. «Лучше этого в медицине пока ничего не придумали», — говорит Михаил Гусельников.
Теперь традиционные хирургические иглы в современной хирургии используются гораздо меньше, чем атравматика. «Мы делаем примерно три четверти атравматики и четверть обычных игл для лигатуры», — говорит Виктор Щербаков, гендиректор компании «Медтехника».
На российском рынке атравматическую иглу с рассасывающейся в ране нитью делают в основном в комплектовочных цехах, где соединяют импортные иглы с импортной же нитью (с помощью машинок для завальцовывания нити, поставляемых из-за рубежа) и стерилизуют их. Если производства игл для забора крови или инъекций в России периодически открываются (хотя и на этом рынке импорт составляет больше половины), то подвижек в игольно-ниточной сфере давно нет. Но зато почти все российские участники рынка на своих сайтах предлагают «импортозамещающий шовный хирургический материал». Объясняют это тем, что завозят в страну отдельно нити и иголки, — это дешевле, чем привозить готовые комплекты. Но немало атравматики приходит в Россию уже в готовом виде — например, это продукция компании Ethicon (подразделение Johnson & Johnson), одного из мировых лидеров в производстве атравматических игл.