По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам 2020 года реализация новых автомобилей в России упала на 9,1%, до 1,6 млн единиц (см. график 1). 2021 год рынок тоже начал с падения: объемы продаж в январе снизились на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 95,2 тыс. единиц.
Впрочем, в России автомобильный рынок пострадал не так сильно, как в других странах, где сокращение продаж в прошлом году было более существенным: в США спрос упал на 15%, в Германии — на 19%, в Испании — почти на треть, японский авторынок недосчитался 12% от прошлогодней реализации, французский — целых 26%, а в среднем продажи новых автомобилей во всем мире сократились на 14%.
Основной причиной падения мирового автомобильного рынка стала пандемия: весной прошлого года из-за карантина встали заводы, в принудительном порядке были закрыты автодилерские центры, люди сидели дома и никуда не ездили, что серьезно придавило продажи новых машин. Однако во второй половине года, по мере ослабления карантинных мер, постепенно начали «выздоравливать» и продажи автомобилей. «С развитием пандемии многие решили приобрести личное авто как наиболее безопасное средство передвижения: оно позволяет минимизировать число контактов с другими людьми и, соответственно, снизить риск заражения», — говорит Валентина Ананьева, руководитель пресс-службы интернет-портала Auto.ru.
Подпитку рынку дала вынужденная экономия на развлечениях и отдыхе, из-за чего у людей появились дополнительные сбережения. Ну а те, кто все же решался на развлекательные поездки, из-за закрытия границ выбирали вариант путешествия по стране на собственном автомобиле. Впрочем, позитив нивелировался такими факторами, как спад экономической активности, рост неопределенности, что традиционно отрицательно влияет на решение о приобретении товаров длительного пользования. К тому же из-за падения курса рубля пошли вверх цены: по оценкам аналитического агентства «Автостат», за последний год они выросли в среднем на семь процентов. «Рост цен на новые автомобили сегодня негативно отражается на потребительском спросе. Доходы россиян остались на уровне прежних лет, а цены на многие товары первой необходимости увеличиваются», — комментирует Денис Мигаль, основатель сети автосалонов Fresh Auto.