Российский авторынок сжимается не только количественно, но качественно. По данным аналитического агентства «Автостат», за последние пять лет модельный ряд на российском рынке сократился более чем на треть: сейчас в России в общей сложности продается порядка 250 моделей новых автомобилей, на 37% меньше, чем в 2014 году, когда можно было сделать выбор из 401 модели (см. график 1).
Больше всего страдают нишевые сегменты рынка: почти полностью исчез из России такой тип машин, как минивэн; поредело предложение официально продающихся пикапов; к вымирающим видам относятся кабриолеты, а также городские автомобили-малютки А-класса. Только в 2020 году на российском авторынке было официально остановлены продажи 40 моделей — это рекордное число. Например, с российского рынка ушли модели марки Datsun, лифтбек Volkswagen Arteon, некогда очень популярная машина гольф-класса Mazda3, компактвэн Renault Dokker, «маслкар» Chevrolet Camaro.
Сокращение модельного ряда вызвано тем, что на падающем рынке становится невыгодно сертифицировать и держать в наличии автомобили, которые пусть и имеют своих поклонников, но не могут обеспечить нужный уровень продаж. Вместо этого ставка делается на самые массовые и маржинальные модели. На российском рынке к ним относятся прежде всего кроссоверы (так называемый класс SUV — Sport Utility Vehicle). Если в свое время такие машины с повышенным дорожным просветом были на вторых ролях в общих объемах продаж, то сейчас они занимают доминирующее положение: по данным «Автостата», по итогам прошлого года кроссоверы на российском авторынке заняли рекордную долю — 48,5% (всего их было продано 720,8 тыс., на 4% меньше, чем в 2019 году).