Ностальгия, несущая хаос

12 апреля 2021, 00:00

Избрание Джозефа Байдена 46-м президентом США хоть и было воспринято в России скептически, однако сохраняло надежду, пусть и робкую. Хотя бы на то, что новый хозяин Белого дома будет более взвешенным и дипломатичным политиком. Все же его предшественник во многом был скован — и отсутствием реального политического опыта, и мистическими связями с Москвой, и своими личными амбициями.

MARK SCHIEFELBEIN/AP/TASS
Читайте Monocle.ru в

Тогда как Байден, наоборот, плоть от плоти вашингтонской бюрократии, человек, покрытый лоском обамовского прогрессивизма, многолетний ветеран высокой американской политики, повидавший на своем веку многое. Но вместо того, чтобы развернуть взвешенную и мудрую политику в мире, столь геополитически взволнованном, сколь и эпидемиологически уставшем, новый президент США ударился в ностальгическое путешествие к памятным и лично дорогим ему годам американкой гегемонии постсоветского краха.

В итоге чуть менее чем за три месяца Байден не только не попытался здраво оценить новую роль США в хаотизированном мире, утратившем ясные институциональные обрамления и архитектурные контуры общеобязательного права. Он просто решил откатить систему назад — к состоянию тридцатилетней давности, чтобы втиснуть многополярный, страшно усложнившийся мир в прокрустово ложе своей памяти. И где-то уже тихо-тихо заскрипели поясницы верных союзников, зажатых этими неуклюжими тисками и мечущихся между могучим патроном и выгодным партнером. Безусловно, байденовская геополитическая эскалация превзошла все ожидания.

Загромыхал Донбасс. Натовские соединения планируют разучивать марш-броски на Калининград и к базам Балтийского флота. Опять заговорили о московских вмешательствах в американские выборы. А пока таинственные подводные лодки вместе с польскими суденышками идут «крестовым походом» пролив «Северного потока — 2», Байден позволяет себе публичную инвективу против «убийцы Путина». Это было неслыханно даже для риторики Трампа и, конечно, не было случайной оговоркой. За оживление угасающей памяти о былом величии президент США неожиданно взялся с удивительной решимостью.

Никто не ожидал, что Вашингтон развернет и столь непримиримую борьбу с Китаем. Что атака на Пекин приобретет столь реактивную и фронтальную динамику. Похоже, не ожидал этого и Китай. Однако теперь, когда стараниями Байдена достигнута столь ясная определенность, могущественная страна ответит на это столь же ясно и жестко. Уже ничем не прикрываясь, но с задором раскрываясь. Наотмашь. Вернет ли это мир к чаемой Байденом однополярности? Вопрос риторический.

А ведь маститая американская профессура еще до инаугурации всячески предупреждала нового президента. Приведем всего лишь один отрывок известного профессора международных отношений Джорджтаунского университета Чарльза Капчана, который в своей книге Isolationism: A History of America's Efforts to Shield Itself from the World (вышла осенью 2020 года) писал следующее: «В отсутствие ограничений на национальные амбиции за рубежом большая стратегия Америки попала в ловушку перенапряжения и показала себя попросту политически несостоятельной. Страна оказалась лицом к лицу с бесчисленным количеством проблем за своими границами, двумя десятилетиями войны на Ближнем Востоке и пандемией. Последняя провоцирует экономический спад, подобного которому не было со времен Великой депрессии. Соединенным Штатам необходимо заново открыть для себя историю изоляционизма и применить его уроки, сократив присутствие за рубежом и приведя внешние обязательства в соответствие с реальными возможностями и целями».

Просчитывает ли новая администрация США все риски агрессивного возврата к ковбойской «политике Кольта» в международных делах?